logo search
gosy_ot_Rozalii

Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.

Организация это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация рассматривается как явление и как процесс.

Организационная структура управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функциони­рование как единого целого

Орг. структура – это форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций. Для этого должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсов и несут ответственность за их использование.

В зависимости от характера связей выделяют следующие типы организационных структур управления:

Недостатки: большое количество норм и правил, снижающих инициативу сотрудников, - структура способствует излишней жесткости в управлении, - разобщенность горизонтальных связей в производственных системах предприятия, - перегрузка менеджеров высшего уровня, - отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих ре­шений, - высокие требования к знаниям и опыту руководителя во всех сферах деятельности подчиненных и функциях управления

область применения:

2. Функциональные. Предусмат­ривает деление аппарата управления на отдельные под­разделения, каждое из которых имеет свою конкретную задачу и обязанности

преимущества (структура) стимулирует деловую и про­фессиональную специализацию деятельности в организации, уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях, улучшает их координацию, снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уровня управления, улучшает координацию управления

недостатки нарушает принцип единоначалия, функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач самих подразделений, чем общих целей организации, увеличивается возможность конфликтов между функциональными областями, способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных управленческих решений, возможность появления помех при передаче управ­ленческой информации, различий в ее интерпретации

область применения:

научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации

    1. Линейно-функциональные. Данная структура обеспе­чивает разделение управленческого труда, так как:

область применения: наиболее эффек­тивны там, где аппарат управления выполняет в большин­стве своем рутинные, часто повторяющиеся и редко об­новляющиеся задачи и функции

    1. Дивизионные: появилась в результате совершенствования линейно-функциональной оргструктуры; потребность ее применения возникла в связи с увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, а также в результате усложнения технологических процессов, продуктовые (полномочия передются одному рук-лю); региональные (подразделения фирмы0; структуры, ориентированные на потребителя (для удовлет. Запросов потребителей)

особенности

область применения:

организации, осуществляющие сложные инновационные

6.Централизованные: создаются: для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; для освоения новой продукции или новой техноло­гии; для решения внезапно возникшей неординарной задачи; для вывода организации из экономического кризи­са и т. д.

штабные; для решения вопросов и проблем организуется штаб, которому делегируются дополнительные функции управ­ления

штаб непосредственно подчиняется руководителю предприятия

после выполнения порученных штабу ра­бот, он, как правило, расформировывается

может быть организована на базе линейной, функциональной, линейно-функциональной или других структурах управления

7. Адаптивные: позволяют оперативно реагировать на происходящие из­менения внешней среды организации и быстро внедрять новую технологию, наиболее эффективны в условиях, когда деятельность организации связана с активным совершенствованием производимой продукции с учетом достижений НТП

проектные; является временной структурой, создаваемой для решения конкретной проблемы (задачи), позволяет сконцентрировать все усилия на решении только конкретной задачи (после завершения работы структур­ное подразделение расформировывается), руководитель проекта наделен проектными полномочиями, включающими в себя ответственность за бизнес-плани­рование, организацию и контроль в решении производст­венных, финансовых, кадровых и маркетинговых задач проекта; занимается подбором, расстановкой и стимулированием кадрового состава проектных групп, применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления

матричные. построены на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта (целевой программы), кото­рый наделен необходимыми полномочиями для осуществления про­цесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресур­сами и качеством, обеспечивает четкое разделение управленческой и профессиональ­ной ответственности за проект

8.Комбинированные (смешанные) структуры.