logo search
gosy_ot_Rozalii

Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.

С формирования цели начинается практическая работа организации по осуществлению конкретной деятельности. Формирование целей организации – целеполагание относится к важнейшей части методологии менеджмента. Цель – конкретные конечные состояния организации или желаемые результаты, которых стремиться достичь организация и на достижение, которых направлена ее деятельность

Основные элементы цели

- Общая задача (цель) - основная причина существования организации

- Миссия организации - утверждение, раскрывающее смысл существования организации, и отличающее ее среди подобных.

- Значение организации философская и этическая категория, внешне и внутренне соответствующая целям и миссии организации

В процессе постановки целей необходимо придерживаться основных требований к процессу целеполагания

Цели должны быть: Достижимыми (в данных условиях, в данной ситуации), Конкретными (качественно, количественно определенными), Гибкими (иметь возможность для корректировки), Согласованными (не противоречивыми друг другу), Приемлемыми, Стимулирующими активные действия по их достижению, Комплексными, Приемлемыми

Классификация целей

-по масштабу деятельности: глобальные (общие), локальные (частные)

-по иерархии: цели организации, цели подразделений

-по среде (объекту взаимодействия): внешние, внутренние

-по периоду установления: стратегические, тактические, оперативные

-по содержанию: экономические, социальные, организационные, политические, научные

-по сфере действия: маркетинговые, производственные, инновационные, административные, кадровые, финансовые

виды целей: общие цели – миссия, генеральная цель (в коммерческих организациях с миссией совпадать не может), общефирменные (общеорганизационные) цели. специфические цели: цели подразделений, конкретизирующие общие цели, цели подразделений и групп персонала, не соответствующие общим целям

Примеры ключевых целей организации

Функциональная подсистема - Ключевая цель,

Менеджмент (управление) - Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов, Финансы - Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, Маркетинг - Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке.

Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Построение дерева целей имеет одно большое методологическое достоинство. Оно позволяет разрабатывать УР, двигаясь от формирования главного замысла, от центральной идеи к обдумыванию деталей и частностей

С помощью дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

Любая организация должна определить свою миссию, выражающую философию и смысл существования хозяйствующего субъекта, главную цель его деятельности. Миссия — это деловое понятие, отражаю­щее предназначение бизнеса, его основную цель.

структура миссии: правовой статус организации, статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка среди ему подобных, принципы работы организации, важнейшие характеристики организации

миссия организации: напрямую не зависит от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, направлена в будущее, формулирует приоритеты и определяет точки приложения усилий, выделяя цели именно данной организации, ее отличие от ей подобных, способствует формированию (или закреплению) определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды, способствует формированию корпоративного духа, задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим как внутри ее, так и за ее пределами, является базой для установления целей организации, определение должно осуществляться тем же органом или лицом, которое вправе формировать все цели организации, формы и методов достижения

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодей­ствующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

Примеры формулировок миссии

Магнитогорский металлургический комбинат. Производство и сбыт высококачественной металлопродукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме достаточной для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики. Ювелирно-художественная фирма. Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком