logo search
GOS_1-50 окончательные шпоры

17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля

Контроль яв-ся одной из ф-й процесса упр-я. Сутью контрольной деят-ти яв-ся выявление отклонений сопоставлением фактического и желаемого состояний объекта контроля. Основной алгоритм контрольной деят-ти можно представить в следующем виде: план – факт=отклонение.

Принципы:

1.Стр-ра орг-и контрольной деят-ти должна соответствовать стр-ре (иерархии) упр-я орг-и. Контроль действует на всех уровнях упр-я. Каждому уровню упр-я (точке принятия упр. решений) должен соответствовать свой уровень контроля (стр-рный принцип).

2.Система контроля должна способствовать обеспечению управляемости процессов по основным направлениям деят-ти во всех подразделениях орг-и (принцип централизации).

3.Любые действия персонала, к-е привели к «-« последствиям для орг-и, д.б. расследованы, установлены причины и масштабы последствий и применены меры отв-ти к должностным лицам (принцип отв-ти).

4.Персонал орг-й не должен отвечать за рез-ты, достижение к-х не зависит от его усилий (принцип контролируемости).

5.Лица, осуществляющие контроль процессов, не должны отвечать за реализацию этих процессов (принцип независимости).

6.Любые контрольные процессы в орг-и не должны обходиться дороже тех потерь, которые могут быть предотвращены в результате реализации этих процессов (экономический принцип). 

Требования к эффективной системе контроля:

1. Прозрачность – система контроля должна быть понятна всем, кто принимает участие в ее работе; информация должна быть представлена в приемлемой для принятия управленческих решений форме и не оставлять возможности для иного толкования и сомнения в ее качестве.

2. Соотнесенность с центром принятия решений.

3. Предупреждение возможных отклонений и причин их возникновения. Эффективная система контроля должна своевременно выявить возможные отклонения и нацелить систему управления на устранение причин возможных отклонений.

4. сконцентрирована на наиболее важных аспектах деят-ти, имеющих значение для стратег-х целей орг-и. Это позволит эффективно исп-ть имеющиеся ресурсы, избегать негативного отношения персонала к излишнему контролю.

5. Гибкость. Создание системы контроля не яв-ся самоцелью, положительно влиять на рез-ты работы орг-и, быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

6. согласована с задачами той деятельности, в которой она действует. Система контроля должна не только выявлять отклонения, но и предлагать альтернативные варианты корректирующих воздействий, адекватные последствиям выявленных отклонений и причинам их возникновения.

7. непрерывность контрольной деят-ти.

8. постоянно совершенствоваться. Системы контроля сами должны подвергаться постоянной проверке для определения их эф-ти и соответствия возложенным задачам. Системы контроля не должны быть сложными и дорогостоящими, но, тем не менее, должны отвечать всем указанным выше требованиям.

9. соблюдаться принципы орг-и контрольной деят-ти. Отсутствие утвержденных принципов орг-и контрольной деят-ти или несоблюдение принятых принципов делают систему контроля уязвимой.