logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.

Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) меновая стоимость. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на меновой стоимости товара.

В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого оп­ределения следует, что: товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо по­требность человека; товаром является то, что предназначено для продажи.

В австрийской экономической школе товар определяется как специфическое эко­номическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам ее представители относят те, которые явля­ются объектом или результатом экономической деятельности и кото­рые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с по­требностями.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью (полезностью). Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удов­летворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительной стоимостью. А са­мого товаропроизводителя потребительная полезность интересует лишь потому, что связана со способностью товара - обмениваться на другие товары. Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции называется меновой стоимостью.

Теория трудовой стоимости определяет стоимость товара трудом, затраченным на его производство. К. Маркс полагал, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По Марк­су труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определен­ных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом - определенной по­требительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил на­звание конкретного труда. С другой стороны, труд - это затрата рабочей силы вообще, ча­стица совокупного общественного труда. Он называется абстракт­ным трудом. Именно абстрактный труд создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных работников, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Рикардо - рабочее время на производство товара в худших условиях производства; Маркс опре­делял стоимость общественно необходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных условиях производства, т.е при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Теория предельной полезности определяет стоимость, исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (ред­кости) и от степени насыщения потребности в нем. Например, если Вас мучает жажда, а Вы находитесь в пустыне, где вода - редкость, то первый стакан воды для Вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного стакана будет для Вас уменьшаться. Последний потребляемый стакан с водой имеет для Вас наименьшую полезность.

Другими словами, предельная полезность - это дополнительная полез­ность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги.