logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.

Процессный подход. В стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. конструирование системы менеджмента качества начинается с разработки процессной структуры, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей.

Под процессами понимают логически упорядоченные последовательности этапов (шагов,

элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход удобен прежде всего потому, что открывает широкие возможности для визуализации, а значит, и для вовлечения сотрудников, а также обеспечивает выявление и описание всех процессов, предоставляющих интерес для качества и для управления вообще. При таком подходе создается процессная структура, которая связывает все элементы общего процесса производства между собой и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.

Реализация этого принципа в организации предполагает следующие действия:

- определение именно того процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;

- определение и измерение входов и выходов этого процесса;

- выявление интерфейса (способа «общения») процесса с функциональными подразделениями организации;

- оценивание возможных рисков, их последствий и вкладов в процессы для потребителей,

поставщиков и иных заинтересованных лиц процесса;

- установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом;

- выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса;

- рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля,

потребностей в обучении, оборудования, технологий, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения желанного результата.

Системный подход к менеджменту качества. Представление деятельности организации как системы процессов – именно это предполагает пятый принцип. Следование этому принципу проявляется в создании оптимальной сети процессов, установлении взаимосвязи между ними, как с точки зрения поставленных целей, так и с точки зрения согласования входов и выходов, а так же в создании системы измерений для оценки достигнутых результатов и обеспечения их дальнейшего улучшения.

Реализация этого принципа в организации предполагает следующие действия:

- определение системы с помощью выявления или разработки процессов, влияющих на заданные цели;

- структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;

- понимание взаимозависимостей процессов в системе;

- постоянное улучшение системы с помощью измерения и оценивания;

- установление ограничений на ресурсы до начала действий.

120. Этапы создания системы качества на п/п-ии + в лекциях

Под созданием системы качества понимают их разработку и внедрение в деятельность предприятия. Как правило, решение о создании системы качества принимает руководство предприятия под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта. [11, С.407]

Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления качеством установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации.

Создание системы качества начинается, как правило, с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

Этапы создания системы качества на предприятиях и их характеристика [24, С.283]:

. Информационное совещание. Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:

роль и значение управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия;

назначение и смысл рекомендаций международных стандартов ИСО 9000 по созданию систем управления качеством;

основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе качества;

структуру системы качества и принцип ее функционирования;

структуру и функции службы качества и ее статус;

процедуру создания и сертификации системы качества.

. Принятие решения о создании системы качества. Следующий шаг в создании системы качества - принятия руководством официального решения об ее создании. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:

назначается представитель руководства - руководитель службы качества, ответственный за создание и функционирование системы качества;

формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы и отдела стандартизации, а в ряде случаев - с участием центральной заводской лаборатории и испытательных подразделений;

устанавливаются основные этапы, исполнители, сроки разработки и внедрения системы качества и, при необходимости, сроки ее сертификации.

. Разработка плана - графика создания системы качества. Во исполнение решения руководства разрабатывается план-график создания системы качества. Для разработки плана- графика может быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение следующих работ:

разработка политики в области качества;

определение функций и задач системы качества с учетом качества рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятий;

определения состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества;

разработка структурной и, в случае необходимости, функциональной схемы системы качества;

определение состава и состояния документации системы качества;

разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества;

разработка руководства по качеству;

внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработки системы по результатам проверок.