logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

126 Методы ценообразования

Методика расчета исходных цен на товары,  как правило, состоит из следующих этапов:1)      постановка задач ценообразования,2)      определение спроса,3)      оценка издержек,4)      анализ цен и товаров конкурентов,5)      выбор метода ценообразования,6)      установление окончательной цены.Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода:1.на издержки производства — затратные методы предполагают расчет цены продажи  продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы:1) полных издержек;2) прямых затрат;3) предельных издержек;4) на основе анализа безубыточности;5) учета рентабельности инвестиций;6) надбавки к цене. Суть метода полных издержек (метод «издержки плюс») состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен  по следующей  формуле:Р = С (1+ R/100),где Р —  продажная цена;С — полные издержки на единицу продукции;R  — ожидаемая (нормативная) рентабельность.Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.  Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.Точку безубыточности можно также найти аналитическим методом по следующей формуле:BSV = FC / TR ,где BSV — точка безубыточности;FC — постоянные затраты;TR — валовая прибыль. Метод учета рентабельности инвестиций. Основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.2. на конъюнктуру рынка — рыночные методы Методы ценообразования, основанные на  воспринимаемой ценности товара, базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:1) метод расчета экономической ценности товара, он включает: определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага, которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;определение всех параметров, которые отличают данный товар, как в лучшую, так и в худшую сторону, от товара-альтернативы;оценка ценности для покупателя различий в параметрах данного товара и товара-альтернативы;суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий товара от товара-альтернативы.2) метод оценки максимально приемлемой цены:определение совокупности применений и условий применения товара;выявление неценовых достоинств товара для покупателя;выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;установление уровня равновесия «достоинства—издержки».Подгруппа методов с ориентацией на спрос может быть подразделена на:1) метод анализа пределов чаще всего используется компаниями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. В этом случае фирмы-продавцы пытаются определить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, найдя соответствующие  этой точке объемы продаж и определив цену на данное время. 2) метод анализа пика убытков и прибылей позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. При этом данный способ применяется в случае, когда целью компании является определение цены, дающей возможность получить максимум прибыли. Он позволяет определить ряд возможных цен в результате их сравнения с прямой суммарных издержек, которая строится из предложений на основе этих нескольких вариантов цен, находится требуемая цена, позволяющая получать максимальную прибыль.3.на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.Нормативно-параметрические методы – это методы установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.  К данной группе методов ценообразования можно отнести:1) метод удельных показателей;2) метод регрессионного анализа;3) агрегатный метод;4) балловый метод. Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена P по формуле:P = Pb / N ,где Pb — цена базисного изделия;Nb  —  величина параметра базисного изделия.Затем рассчитывается цена нового изделия P по формуле:P = P x N,где N — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.