logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и

Процессный подход . Процесс – опр-ная сов-ть действии, напр-х на преобраз-е ресурсов в рез-ты.

Упр-е рассм-ся как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют упр-ми ф-ми.

Каждая упр-кая ф-я тоже предс-т собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс упр-я яв-ся общей суммой всех ф-й.

В настоящее время считается, что процесс упр-я состоит из ф-й план-я, орг-и, мотивации и контроля. Эти 4 ф-и упр-я объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Ф-я план-я предполагает решение о том, какими должны быть цели орг-и и что должны делать члены орг-и, чтобы достичь этих целей. Ф-я план-я отвечает на 3 вопроса:

1. Где мы находимся в наст. время? Необх-мо оценивать сильные и слабые стороны орг-и. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возм-ти и угрозы со стороны окр. орг-ю среды. 3. Как мы собираемся сделать это? Решение, что должны делать члены орг-и для вып-я целей.

Организовать - значит создать некую стр-ру. Т.к. в орг-и работу выполняют люди, рук-ль подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы орг-и.

Задача ф-и мотивации: члены орг-и выполняли работу в соотв-и с делегированными им обязан-ми и сообразуясь с планом.

Контроль - это процесс обесп-я того, что орг-я действительно достигает своих целей.

Четыре ф-и упр-я имеют 2 общие хар-ики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Чтобы орг-я могла четко работать, рук-ль должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возм-тей. Выбор 1ой из альтернатив - решение. След-но, принятие решения - это выбор того, как и что план-ь, орган-ть, мотивировать и контролировать. Осн-м требованием для принятия объективного реш-я яв-ся наличие адекватной точной инфо, единственным способом получения к-й яв-ся коммуникация. Коммуникация - процесс обмена инфо, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Системный подход

Система – сов-ть элементов, нах-ся в отношении и связях друг с другом, к-ые образуют нек-ю целостьность. Системный подход позволяет рассматривать орг-ю как систему, состоящую из опр-ного кол-ва взаимосвязанных элементов.

Системы бывают закрытыми (относительная независимость от внешней среды) и открытыми (взаи­модействует с внешней средой). Все орг-и - открытые системы. Крупные составляющие сложных систем наз-ся подсистемами (в орг-х - это отделы).

С позиции м-та особое значение имеет изучение соц. систем. Их возникновение и целостность опр-ся взаимодействием людей. А взаимосвязи в соц. системах хар-ся наличием общих целей. Люди объединяются в коллектив, орг-ю, потому что каждый сам по себе не может удовлетворить какую-либо потребность, решить опр-ную задачу. Но задачи системы в целом отличаются от задач отдельных элементов, составляющих эту систему. Имея намерение решить свою проблему, люди уже для этого должны решать задачи всей системы, к-е необязательно будут входить в их личные интересы.

Т.о., в составе соц. системы, будучи ее элементами, люди, попадают в опр-ную зависимость от рез-тов деят-ти других. Между людьми в составе соц. системы складываются опр-ные отношения. Роль рук-ля в соц. системе вызвана разделением труда. Задача менеджера: упр-е отношениями для достижения целей всей орг-и и реализации интересов отд. работников.

Ситуационный подход Заключается в том, что для каждой пр-ной ситуации присущи свои конкретные методы упр-я. Поскольку на орг-ю влияет множество внутренних ф-ров и ф-ров внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эф-ным сп-бом упр-я в конкретной ситуации яв-ся тот, к-й будет оптимальным для данной ситуации.

Осн. аспектом в СП яв-ся ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, к-е сильно влияют на орг-ю в данное конкретное время. Ситуация нах-ся в центре внимания рук-ля, что вынуждает его мыслить ситуационно.

СП не отрицает правильности концепции процесса упр-я, характерной для всех орг-й. Но он утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, к-е исп-т рук-ль для достижения цели орг-и, могут быть абсолютно разными.

Методология СП заключается в том, что рук-ль должен:

1. Быть знаком со ср-ми проф. упр-я.

2. Знать сильные и слабые стороны каждой из упр-ких концепций и предвидеть последствия от их применения.

3. Уметь правильно понимать ситуацию, опр-ть наиболее важные ф-ры в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой их изменение.

4. Уметь увязывать конкретные приемы к конкретной ситуации, чтобы обеспечить достижение целей самым эф-ным путем.

5.Сущ-ть и содержание упр-го цикла.

Упр-кий цикл – повторяющаяся сов-ть последовательно осущ-мых упр-ких операций или стадий, по мере и в ходе реализации к-х субъект упр-я достигает желаемых рез-тов (промежуточных или конечных).

Управленческий цикл содержит в себе 4 ф-и: это план-е, орг-я, мотивация, контроль. Эти ф-и охватывают все виды упр-кой деят-ти по созданию материальных ценностей, финан-ю, маркетингу и т. д.

План-е. Эта процесс подготовки решений. Этапы план-я: а) постановка целей и задач; б) опр-е исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

Орг-я. нацелена на упорядочение деят-ти менеджера и исполнителей. Это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, опр-е потенциальных возм-тей каждого работника, расстановка сил и т. д.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях исп-ся: а) стимул-е, т. е. внешнее побуждение работников (мат. и моральное стимулирование); б) мотивирование, внутренне побуждение работников (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовл-я от трудовой деят-ти).

Контроль - процесс проверки и сопоставления фактических рез-тов с заданными.

Круговорот упр-ого цикла. Как известно, менеджер постоянно занят осущ-м упр-ких ф-й. Если он хочет обеспечить будущее своему предприятию, ему надо серьезно включаться во все детали упр-я. И начинать нужно с план-я. Каждый профессионал планирует свою работу:

Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены к целенаправленной деят-ти. Они должны иметь четкую линию поведения и понимать, что их ждет впереди. Работники тянутся к детальному осознанию своей работы, они открываются для делового контроля своих пр-ных операций. Отсюда - необходимость в контроле. Он включает: а) простой и понятный план деят-ти; б) эф-ные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, т. е. надежную инфо о прогрессе работы; г) корректирующие действия.

Довольно часто коррекция обеспечивается без каких-либо усилий: подчиненному достаточно услышать от руководителя какую-либо побудительную фразу или даже слово: «Так держать!», «Будь внимательней!» «Хорошо!» Все это воздействует на эмоциональную сферу работника. Значительно труднее осущ-ть коррекцию, если приходится обращаться к орг-ным ф-рам. Скажем, работник уяснил суть своей деят-ти, включился в работу, но успеха не последовало. Проблема может состоять в том, что работы оказалось больше, чем ожидалось. Здесь требуется перегруппировка усилий, а может быть, и соотв-щая помощь. Иногда возникает необх-ть введения изменений в план-е.

Как видно, все 4 ф-и упр-я нах-я в опр-ном круговороте.

Сделаем выводы. А) деят-ть менеджера заключена в 4 основных ф-я.Б) поскольку менеджер достигает целей орг-и с помощью своих подчиненных, то ф-я мотивации сегодня яв-ся самой существенной. В) цели орг-и могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т. е. при осущ-и надежного контроля. Эф-ный контроль - совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение. Г) все основные ф-и м-та цементируются действиями менеджера по принятию решений. Они яв-ся существенным элементом каждой из ф-й упр-я.