logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.

Инфляция – сложное социально-эк-кое явление, проявляющееся в росте общего уровня цен и в обесценивании денежных знаков относительно реальных активов, обусловленное кризисным состоянием экономики, неэффективностью общественного производства и монополизацией экономики, а также нарушением законов денежного обращения.

Виды инфляции:

1) от темпов роста цен на рынке: умеренную темп прироста цен до 10%; галопирующую 10-200 %; гиперинфляцию свыше 200%;

2) от объекта исследования: национальную, региональную и мировую инфляцию;

3) от способности государства воздействовать на инфляционный процесс: контролируемую и неуправляемую инфляции;

4) от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним: прогнозируемую и непрогнозируемую инфляции;

5) от «глубины» ГРЭ: Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, увеличении дефицита в экономике.

6) от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс: инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). Инфляция спроса возникает при избыточном спросе. Пр-ный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров. Инфляция предложения обусловливается увеличением издержек производства (вследствие роста з/пл и за счет роста цен на сырье и энергию) в результате снижения роста производительности труда, высокими косвенными налогами, деятельности монополий.

Для опр-я уровня инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной идентичной группой товаров и услуг в базовом периоде.

Цена «рыночной корзины» в 2014 г

Индекс цен = ---------------------------------------------

В 2014г. Цена аналогичной «рыночной» корзины» в базовом

периоде

Антиинфляционная политика - комплекс мер по ГРЭ, направленная на борьбу с инфляцией. Используют две группы мер: прямые методы (политика доходов) и косвенные методы.

Прямое регулирование проводится в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытаются уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры - набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение последних обычно привязано к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могут изменяться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно, через цены.

Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» на определенный срок цен и заработной платы. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли заработной платы в национальном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрациями крупных предприятий и профсоюзами. Недостатками: снижение качества и веса фасованных готовых товаров, препятствие нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов.

Косвенные методы воздействия на цены – «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики (введение ограничений на рост денежной массы и объема предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов для банков, продажа государственных ценных бумаг на открытых рынках, инструменты валютной политики.)