32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
Основные этапы развития эк. знаний:
эк. учения эпохи до рыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение к-х преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Эк. мысль выражали философы и религиозные деятели. Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, к-ый наз-ся меркантилизмом 16-17 вв. (полагали, что богатство нации это золото, а источник богатства торговля).
Эк. учения эпохи нерегулируемой рын. экономики (конец 17в. до 30 г. 20в.), в течение к-го в теориях ведущих школ и направлений эк. мысли доминировал абсолютное невмешательство гос-ва в деловую жизнь: физиократическое направление (источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство), классическая политическая экономия (источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства), Марксизм (всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость), Неоклассическая школа (эк. хозяйство рассматривается как сов-ть микроэк. агентов, желающих получить мах. полезность при миn. издержках.)
Эк. учения эпохи регулируемой рын. экономики (с 20-30гг. 20 в.). Сюда входят институционализм (движущей силой экономики наряду с матер. ф-рами считают также духовные, моральные, правовые и иные ф-ры, рассматриваемые в историческом контексте) и кейнсианское направление (обосновал необходимость гос. регул-я рыночной экономики путем изменения спроса. Именно гос-во посредством кредитно-денежной и бюджетной политики должно стимулировать частные инвестиции, рост потребительских расходов).
Меркантилизм – эк. политика, представляющая в основном интересы торговцев. Зародилась вследствие активного развития торгово-денежных отношений после эпохи первоначального накопления капитала, роста объемов внешней торговли.
Ранний меркантилизм (Уильям Стаффорд, Г. Скаруффи).
Центральная идея – богатство создается в сфере ден. обращения (превышении количества ввозимых в страну денег над количеством вывозимых).
Практический принцип – деньги не должны уходить за границу, иностранные купцы должны тратить деньги в стране, где они продали товар.
Основные положения - активный денежный баланс, функция денег – средство накопления.
Поздний меркантилизм (Томас Манн, Антуан де Монкретьен).
Центральная идея – богатство создается в сфере товарного обращения (превышение ст-ти вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну).
Практический принцип – поощрение отраслей и предпр-й, ориент-ных на экспорт.
Основные положения - активный торговый баланс, ф-я денег – средство обращения.
Задача эк. теории, по мнению меркантилистов:
- для создания благопр. торгового баланса гос-во должно вмешиваться в экономику;
- проводить политику протекционизма (покровительствовать отечественной промышленности и торговле). Это означает установление высоких таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы; введение поощрительных премий на отечественные товары, вывозимые в другие страны; содействие развитию отраслей промышленности, продукты которых предназначены для внешней торговли, и другие подобные меры.
Классическая политэкономия (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) – направление эк. мысли, к-е развивало идеи свободного предпринимательства, эк. либерализма, свободы конкуренции и ценообразования. Зародилось в середине 17 века, в период утверждения капиталистического способа пр-ва, интерес сместился со сферы обращения (денег) в сферу реального пр-ва благ.
У. Петти заложил основы трудовой теории стоимости (т.е. стоимость блага определяется количеством труда, внесенного в его производство).
богатство нации – продукты матер. пр-ва, источник общ-ного богатства – труд.
в каждом обществе действуют неотвратимые эк. законы, при этом необходимое условие их действия – свободная конкуренция.
невмешательства гос-ва в эк-ку, оно обеспечивает правовую и военную защиту.
А. Смит («Исследования о природе и причинах богатства народов»):
концепция «эк. человека» - эгоист, преследующий сугубо свои интересы.
Сущность «невидимой руки рынка»: ч/з свободную конкуренцию и частные интересы рын. экономика сама наилучшим образом решит общественные задачи и приведет в мах выгоде каждого (т.о. «видимая рука» - государственное управление экономикой).
Разделение труда приводит к росту его производительности (пример с булавками, когда каждый рабочий специализируется на производстве какой-либо одной части булавки)
Теория абсолютных преимуществ: страна обладает абс. преимуществом, если на единицу затрат она может производить больше какого-либо товара, чем другая страна.
Рикардо («Начала политэкономии и налогообложения»)
теория сравнительных преимуществ: гос-ва получает эк. эффект за счет экспорта товаров, которые обходятся им относительно дешевле, и импорта товаров, которые производятся за границей относительно дешевле, чем внутри страны. (используется понятие альтернативных издержек – стоимость 1 товара выражается в единицах другого).
основная форма взаимодействия гос-ва с экономикой – через налогообложение: лучший налог – меньший налог, т.к. большие налоги приводят к обнищанию населения.
Физиократы (Франсуа Кенэ) – экономисты 18 века, представители классической политэкономии во Франции. К этому времени экономика Франции находилась в упадке, вызванном тяжелым положением сельского хозяйства (с/х подрывалось меркантилизмом: все внимание уделялось развитию внешней торговли, промышленности, а с/х игнорировалось). К середине 18 века стало очевидным банкротство меркантилисткой политики, и на смену ей пришла физиократия.
Положения:
источником богатства является сфера пр-ва материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;
гос-во не вмешивается в эк-ку, его ф-я – установить такие законы, к-е бы соответствовали «естественным законам» природы.
учение о «чистом продукте» (источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в с/х пр-ве. А в промыш-ти и других отраслях экономики чистого увел-я дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта).
выделялось 3 соц. класса (по отношению к земле): 1) производительный (люди, занятые в с/х); 2) собственники (землевладельцы + король и духовенство); 3) бесплодный класс (люди в промышленности, торговцы, сфера услуг – т.е. вне с/х).
предложили ввести единый земельный налог (=1/3 чистого продукта), к-й уплачивали бы собственники земли.
виды капитала: 1) «первоначальные авансы» (основной капитал: затраты на земледельческое оборудование): с/х орудия, постройки, скот, т.е. все, что используется в с/х в течение нескольких циклов. 2)«Ежегодные авансы» (оборотный капитал: затраты на с/х пр-во): затраты на семена, корма, з/п – потребляются в течение 1 пр-ного цикла.
деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну ф-ю денег - как ср-ва обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной ф-и - служить обмену Т.
в «Эк.таблице» попытался описать процесс реализации ГП общества (воспроизводственный процесс). В схеме показывалось, как совокупный продукт (годовой урожай в земледелии) распределяется между 3 классами общества, из чего складываются доходы этих классов, как между классами доходы обмениваются на продукты.
- 1. Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
- 6. Лидерство и стили упр-я.
- 7. План-е и контроль в системе м-та.
- 8. Теория корпоративного упр-я
- 9. Модели корпоративного управления.
- 10. Сравнительный анализ теорий мотивации
- 14.Основные изменения хар-ки современного бизнеса. Базовые модели упр-я и их основные хар-ки.
- 15. Принципы формирования орг. Стр-р и орг-ные отношения в м-те. Типы оргсвязей и иерархические стр-ры упр-я.
- 16. Цели орг-и. Правила построения дерева целей. Управление по целям (рез-там), преимущества и недостатки.
- 17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли
- 19. Возникновение и развития управленческой мысли в России
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рцб
- 21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 28. Налоговая система рф. Виды налогов.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 30. Кредит и его виды. Эл-ты кредитной сделки. Клас-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31. Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33. Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 35. Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе нац-ных счетов.
- 36. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 37. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие Предложение денег.
- 38. Безработица, ее виды. Естественный ур-нь безработицы. Кривая Филипса. Регулирование рынка труда.
- 39. Бюджетный дефицит, способы его финан-я. Упр-е гос. Долгом.
- 40. Дискреционная и не дискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний баланс и внутренний баланс малой открытой экономики.
- 42. Платежный баланс, его статьи и счета.
- 1. Совершенная конкуренция.
- 45. З/пл: марксистский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы з/пл.
- 46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.
- 48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52. Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55. Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59. Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60. Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61. Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62. Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64. Управление каналами распределения товаров
- 65. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67. Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68 Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69. Организационная культура: сущность и типология.
- 70. Законы функционирования и развития организации.
- 71. Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77. Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80. Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81. Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82. Формальные и неформальные группы в организации.
- 83. Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84. Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 88. Миссия, стратегические цели и задачи развития организации. Дерево целей.
- 85. Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87. Социологические методы исследования систем управления.
- 88. Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89. Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90. Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 94. Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 97. Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр)
- 98. Приведение ситуаций к типовым при принятии ур. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- 100. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 101. Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 102. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103. Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104. Кризисы в управлении организацией.
- 105. Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 108. Логистическая система управления запасами.
- 109 Сущность и задачи транспортной логистики.
- 110. Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114. Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115. Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их характеристика.
- 116. Разработка бизнес-плана проекта.
- 117. Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121. Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122. Бюджетирование: сущность,назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123. Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124. Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 126 Методы ценообразования
- 127. Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130 Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131. Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132. Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133. Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 135. Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136. Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности предприятия
- Оценка деловой активности может быть также получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с другими предприятиями отрасли.
- 141. Факторный анализ прибыли.
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 144. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 1. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.
- 2. Метод расчета периода окупаемости проекта.
- 3. Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (npv).
- 147 Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148. Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.
- 149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 150. Сущность и принципы международных стандартов финансовой отчетности.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 79. Управление изменениями в организации
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 112. Управление массовым высвобождением персонала
- 134.Анализ и управление производственными запасами.