logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

8. Теория корпоративного упр-я

Корпоративное упр-е – упр-е организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией орг. стр-р, построение внутри- и межфирменных отноше­ний компании в соотв-вии с принятыми целями.

(для себя: Корпора́ция (объединение) - юр. лицо, к-е яв-ся объединением физ. лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо).

Главная ф-я: обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации фин. ресурсы.

Принципы:

Сущность корпоративного упр-я состоит в реализации цикла корпоративного упр-я для достижения мах-ой эф-ти ф-рования корпорации, к-ая яв-ся основным критерием корпоративного упр-я.

Для упр-я корпорацией исп-ся расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей – пла-е – орг-я – мотивация – диспетчирование – контроль – релу-е – анализ.

Для осущ-я цикла упр-я управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, стр-ру и объем инфо о ф-ровании.

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деят-ти своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

Следует отметить присутствие смешения понятий корпоративного упр-я и корпоративного м-та. Подчеркнем, что м-т яв-ся более узким понятием, к-е включает в себя корпоративное упр-е. Кроме того, корпоративный м-т осущ-ся исключительно м-том компании (высшим руководящим звеном), а корпоративное упр-е осущ-ся всеми органами правления компании (акционеры, совет директоров, генеральный директор и м-т). Корпоративное упр-е носит стратегический х-р и нацелено на успешное ф-рование компании во внешней среде (защита прав акционеров, взаимодействие с органами власти, партнерами, кредиторами и т.д.)

Система корпоративного упр-я представляет собой орг-ную модель, с помощью к-й корпорация должна представлять и защищать интересы своих акционеров. Это система взаимодействия и взаимоотчетности акционеров, совета директоров, менеджеров и других заинтересованных сторон (сотрудники, кредиторы, поставщики, местные власти, общественные орг-и), целью к-й яв-ся увеличение прибыли при соблюдении действующего законодательства и с учетом международных стандартов.

Потоки в системе распределены следующим образом:

Типы корпоративных объединений.

Ассоциация. Добровольное объединение физ и юр. лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самост-ти и независимости.

Консорциум. Временное объединение орг-й на основе общего соглашения для осущ-я капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную отв-ть перед заказчиками).

Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деят-ти (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих корпораций).

Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях орг-и ее коллективного сбыта через единую торговую сеть. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность. 

ФПГ. Зарегистрированная в устан-ном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, фин. и инвестиционных институтов, объединивших свои мат. ресурсы и капиталы для достижения общей эк. цели.

Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деят-ть других компаний, предприятий с целью осущ-я контроля над их операциями.

Корнер. Форма корпоративных объединений с целью переброски, накопление, исп-я капитала для овладения рынками какого-либоТ. Соединённый капитал исп-т для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их, либо завладеть контрольным пакетом акций.

Трест. Объединение фирм, руководящиеся решением единого центра.

Конгломератное объединение. Группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осущ-щих одну или более стадий пр-ва разнообразных продуктов.

Конгломератное слияние. Слияние фирмы одной отросли с фирмой другой отросли.

Союз. Объединение по отраслевому, тер-ному признаку в целях обеспечения общих интересов участников гос-х, международных и иных орг-й.

Франчайза. Объединение, где крупные корпорации обязуются снабжать мелкие компании своими товарами, рекламными услугами, технологиями и т.д.

Картель - Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации пр-ва и сбыта того или иного Т, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.

Основные цели объединений: Увел-е рыночной доли; Повышение кач-ва Т; Снижение издержек по сравнению с конкурентами; Расширение ассортимента Т и повышение их привлекательности; Укрепление репутации перед потребителями; Укрепление конкурентных позиций на м/унар рынке;