logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

9. Модели корпоративного управления.

Англо-американская модель 1. Область распространения модели: США, Канада, Великобритания. 2. Ключевые участники: менеджеры, директора (Совет директоров) и акционеры.

3. Стр-ра владения акциями: больше институциональных акционеров, чем индивидуальных. Институциональный акционер - паевые фонды, инвестиционные и пенсионные фонды или страховые компании. Институциональные акционеры могут действовать в качестве инвесторов на условиях партнерства, участвуя своими голосами в упр-и компаниями, акциями к-х они владеют; но обычно они играют пассивную роль и воздерживаются от участия в принятии упр. решений.

4. Состав Совета директоров: «внутренние» члены ("инсайдеры"), и «внешние» ("аутсайдеры"). Инсайдер – лицо, либо работающее в корпорации (менеджер, исполнитель или работник), либо тесно связанное с управлением корпорацией = "исполнительный директор". Аутсайдер –лицо, напрямую не связанное с корпорацией или с ее управлением = "неисполнительный директор" или " независимый директор".Традиционно, председателем Совета директоров и главным исполнительным директором являлось одно и то же лицо. Часто это приводило к различным злоупотреблениям, в частности к концентрации власти в руках одного человека или концентрации власти в руках небольшой группы лиц (например, совет директоров состоит только из "инсайдеров").

5. Требования к раскрытию инфо: Из всех стран реализующих англо-американскую модель корпоративного управления США предъявляют самые строгие нормы раскрытия инфо. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены: ежеквартальная фин инфо; данные о стр-ре капитала; справку о прежней деят-ти назначаемых директоров; размеры з/пл (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам, а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых рук-лей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о предполагаемых поправках к Уставу; имена лиц или компаний, приглашаемых для аудиторской проверки.

Философия фирмы: замена руководителя сопровождается сменой управленческих работников. Принятие управленческих решении: индивидуальных хар-р принятия решений и индивидуальная отв-ть. Стр-ра упр-я: четко формализована. Оценка упр-я и оплата труда: оценка упр-я по индивидуальному рез-ту, оплата труда по индив-ным достижениям. Деловая карьера: обуславливается личными рез-ми.

Немецкая (Германская) модель 1. Область распространения модели: Германия, Нидерланды, Скандинавия, Франция и Бельгия. 2. Ключевые участники реализации модели: менеджеры, акционеры, директора.

3. Стр-ра владения акциями. Основными акционерами в Германии яв-ся банки и корпорации. В Германии корпорации также яв-ся акционерами и могут иметь долгосрочные вложения в других корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций.

4. Состав Совета директоров. Совет директоров в немецкой модели представляет собой двухпалатный орган. Наблюдательный Совет (менеджеры) назначает и распускает Правление (представителей рабочих, служащих корпорации и акционеров), утверждает решения рук-ва и дает рекомендации Правлению. Численность Наблюдательного Совета устанавливается законом.

5. Требования к раскрытию инф: В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия инфо. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете: фин отч-ть за каждое полугодие; данные о стр-ре капитала; ограниченную инфо о каждом кандидате в Наблюдательный Совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности); совокупную инфо о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и Наблюдательного Совета; данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; предлагаемые поправки к Уставу; имена лиц или название компаний, приглашаемых для аудиторской проверки.

Японская модель

  1. Область распространения модели. Япония.

  2. Ключевые участники реализации модели: главный банк, связанная с корпорацией, корпорация, правление и правительство. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги.

3. Стр-ра владения акциями: В Японии рынок акций целиком находится в руках финансовых организаций и корпораций.

4. Состав Совета директоров: Совет директоров японских корпораций практически полностью состоит из внутренних участников, т. е. исполнительных директоров, управляющих, рук-лей крупных отделов корпорации, и Правления. Советы директоров японских корпораций больше, чем в США или Германии. Средний японский совет состоит из 50 членов. Если объем прибыли корпорации уменьшается в течение продолжительного периода, основной банк и члены корпорации могут снять директоров и назначить своих кандидатов. Другое, привычное для Японии явление – это назначение отставных чиновников различных министерств и ведомств в состав совета директоров корпорации. В японской модели состав совета директоров зависит от фин. состояния корпорации.

5. Требования к раскрытию инфо: Требования к раскрытию инфо в Японии достаточно строгие. Корпорации должны сообщать о себе: фин информацию (каждое полугодие), данные о стр-ре капитала, сведения о каждом кандидате в совет директоров; данные о вознаграждениях, в основном, наибольшие суммы, выплачиваемые исполнительным работникам и членам совета директоров; предлагаемые поправки к Уставу, имена лиц или названия корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

Философия фирмы: со сменой рук-ля не изменяется. Принятие управленческих решении: упр-кие реш-я принимаются коллективно, коллективная отв-ть. Стр-ра упр-я: нестандартная, гибкая, ф-ии каждого четко не определены. Оценка упр-я и оплата труда: оценка упр-я по достижению гармонии в коллективе и по коллективному рез-ту, оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу, возрасту. Деловая карьера: продвижение по службе по старшинству и стажу работы.