57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
Олигополия яв-ся одной из самых распростр-х стр-р рынка в совр-ой мировой эк-ке.
В больш-ве стран мира почти все отрасли тяж. пром-сти (металлургия, а/мстроение, эл-ка, судо- и самолетостроение), а также фармацевтич., топливн. пром-сть имеют такую стр-ру.
Основные черты олигополии:
немногочисл-ть и крупн. размеры фирм. Формально к олигополии отн-ят те отрасли, где неск-ко крупнейш. фирм (от 3 до 8) произв-ят более пол-ны всей выпуск-ой прод-ии отрасли. Если же концентрация пр-ва оказ-ся ниже, то отрасль сч-ют действ-щей в усл-ях моноп-ской конкур-ии. Если 2 круп. фирмы в отрасли вып-ют более пол-ны всего суммарного оборота отр-ли, то такую модель рынка наз-ют дуополией.
Однор-сть или разно-сть выпускаемой прод-ии, т.е. товар м б одинак. или знач-но диффере-ванным.
Нал-е крупн. бар-ров для входа на р-ок и выхода с него (они св-ны с эф-том масштаба, больш. расх-ми на рекламy, сущ-щими патентами и лиц-ми).
Значит. контроль над рынком (фирмы в ус-ях олиг-лии обл-ют рыночной вл-тью и ведут себя страт-ски, т.е. принимая реш-ие о цене и объеме пр-ва каждая фирма учит-ет ответные д-вия конкур-тов и стремиться к своей конечной цели с учетом этой реакции).
Имеет место неравный доступ к инф-ции для фирм в отрасли.
В РФ олигополистический хар-р носят те отрасли, на кот. опирается отеч-ная эк-ка: черная и цв. метал-гия, нефтяная пром-сть, а/мстроение и машиностр-е, фармац-ская пром-сть, нефтехим. Пром-сть, пр-во отеч. аудиотехники, бытовой техники, видеотехники и т.д.
Гл. прич. формир-я олигополии яв-ся эк-мия на масштабах пр-ва. Отрасль приобр-ет олигополист. стр-ру в т. сл-е, если крупный размер фирмы обесп-ет сущее-ную эк-ю изд-ек. В осн-ом п/п-ия укрупнялись пост-но. Ист-ия знает немного сл-ев, когда фирма- гигант созд-лась на пуст. месте путем единоразовых огр-х инвест-й (в осн-ном инвест-м было гос-во).
Сущ-т неск-ко м-лей стратегич пов-ния фирм-олигополистов:1.модель картеля,2.лидерство в ценах,3. ценовые войны,4. модель дуополии Курно,5. модель теории игр,6. модель «издержки +»,7. модель ломаной кривой спроса
Модель картеля.Фирмы, объед-е в картель, нач-ют дейст-ть как чистая монополия. Классич. картель предпол-ет устан-е м/у фирмами согл-я:
О ед-х ценах;
О размерах (квотах) пр-ва;
О разделе рынков сбыта (по географ. пр-пу)
О ед-ой пол-ке по отн-ю к пост-кам рес-ов, в т.ч. профсоюзам.
В наст. время картели сущ-ют и преследуются властями всех стран как тайные сговоры. Пр-ка разовых ценовых сговоров распр-нена весьма широко, н-р, на потребит. рынке России период-ки возникает дефицит то сливоч. масла, то бензина. Потом эти товары вновь появ-ся с сильно завыш-ми ценами у всех прод-цов. Нередко также ф-ции, близкие к карт-ным пытаются осущ-ть на пост. основе разнообр-ые ассоц-ии (импортеров чая, прод-цы цветов, влад-цы бензоколонок и т.д.)
Модель лидерства в ценах.Все фирмы отрасли, устан-вая цены на свою прод-ю следуют за ценовым лидером – доминир-щей в отр-ли фирмой, на кот. прих-ся основная доля выпуск-мой прод-ии. Рос-ая а/м-ая пром-ть – классичю пример олигополии. Самост-х произв-лей а/м в стране немного. Лидером в ценах на отеч. Легк-е а/м постоянно выступал «АвтоВАЗ».
Модель ценового соперничества. Для того, чтобы увеличить свою долю на рынке, фирма-олигополист снижает свою цену. Конк-ты вынуждены будут тоже снижать цену, иначе весь рынок захватит первая фирма. Ценовые войны выгодны потр-лям, поск-ку приводят к общему сниж-ю цен на товары.Пример: в наст. время ценовые войны привели к сниж-ю тарифов на услуги сот. связи.
Модель дуополии Курно. Эта модель была предложена Огюстеном Курно в 1938 году.
Дуополия – это рыночная стр-ра, при которой 2 прод-ца яв-ся единств-ми произв-лями стандартиз-го товара, не им-щих близких замен-лей.
М-ль дуополии сост. в том, что выручка, а след-но и прибыль, кот. получит фирма, зависит не т/о от ее реш-й, но и от реш-й фирмы-конк-та, также заинтерес-го в получ-ии прибыли. Процесс принятия реш-ий на олигоп-тич. рынке напом-ет ан-з шахматной партии, где игрок ищет самые сильн. ответы на возм-е вар-ты ходов противника.
Пусть обе фирмы имеют примерно одинак.затр. на пр-во прод-ии и АС=МС. Каждая фирма опр-ет объем вып-ка, позв-щий макс-ровать прибыль, заранее зная объем выпуска фирмы-конк-та.
Ф-ция реагирования пок-ет, как мен-ся объем выпуска одн. фирмы, максимизирующей прибыль в завис-и от объема выпуска др. фирмы, который яв-ся фиксир-ным.
Равновесие Курно достиг-ся в т. пересеч-я 2-х кр-х реагир-ния.
- 1. Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
- 6. Лидерство и стили упр-я.
- 7. План-е и контроль в системе м-та.
- 8. Теория корпоративного упр-я
- 9. Модели корпоративного управления.
- 10. Сравнительный анализ теорий мотивации
- 14.Основные изменения хар-ки современного бизнеса. Базовые модели упр-я и их основные хар-ки.
- 15. Принципы формирования орг. Стр-р и орг-ные отношения в м-те. Типы оргсвязей и иерархические стр-ры упр-я.
- 16. Цели орг-и. Правила построения дерева целей. Управление по целям (рез-там), преимущества и недостатки.
- 17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли
- 19. Возникновение и развития управленческой мысли в России
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рцб
- 21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 28. Налоговая система рф. Виды налогов.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 30. Кредит и его виды. Эл-ты кредитной сделки. Клас-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31. Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33. Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 35. Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе нац-ных счетов.
- 36. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 37. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие Предложение денег.
- 38. Безработица, ее виды. Естественный ур-нь безработицы. Кривая Филипса. Регулирование рынка труда.
- 39. Бюджетный дефицит, способы его финан-я. Упр-е гос. Долгом.
- 40. Дискреционная и не дискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний баланс и внутренний баланс малой открытой экономики.
- 42. Платежный баланс, его статьи и счета.
- 1. Совершенная конкуренция.
- 45. З/пл: марксистский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы з/пл.
- 46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.
- 48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52. Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55. Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59. Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60. Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61. Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62. Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64. Управление каналами распределения товаров
- 65. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67. Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68 Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69. Организационная культура: сущность и типология.
- 70. Законы функционирования и развития организации.
- 71. Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77. Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80. Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81. Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82. Формальные и неформальные группы в организации.
- 83. Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84. Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 88. Миссия, стратегические цели и задачи развития организации. Дерево целей.
- 85. Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87. Социологические методы исследования систем управления.
- 88. Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89. Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90. Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 94. Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 97. Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр)
- 98. Приведение ситуаций к типовым при принятии ур. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- 100. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 101. Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 102. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103. Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104. Кризисы в управлении организацией.
- 105. Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 108. Логистическая система управления запасами.
- 109 Сущность и задачи транспортной логистики.
- 110. Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114. Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115. Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их характеристика.
- 116. Разработка бизнес-плана проекта.
- 117. Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121. Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122. Бюджетирование: сущность,назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123. Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124. Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 126 Методы ценообразования
- 127. Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130 Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131. Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132. Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133. Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 135. Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136. Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности предприятия
- Оценка деловой активности может быть также получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с другими предприятиями отрасли.
- 141. Факторный анализ прибыли.
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 144. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 1. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.
- 2. Метод расчета периода окупаемости проекта.
- 3. Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (npv).
- 147 Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148. Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.
- 149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 150. Сущность и принципы международных стандартов финансовой отчетности.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 79. Управление изменениями в организации
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 112. Управление массовым высвобождением персонала
- 134.Анализ и управление производственными запасами.