129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
Под терм «капитал» поним-ся все источники средств, исп-е для финансир-я активов орг-ции, кот приносят ей прибыль. С позиций финанс менед-та капитал предприятия хар-ет общ стоимость средств в денежной, материальной и нематер формах, инвестированных в формирование его активов.
Капитал как любой фин-й актив с одной стороны имеет доходность с др. ст-ть. Для п/п привлечение источников финансир-я всегда связано с затр-ми, а поэтому у менеджмента п/п возникает необх-ть в оптимизации данных затрат.
Опред-е стоим-ти капитала компании последовательно осущ-ся по следующим трем этапам:
1.Оценка ст-ти отдельных элем-в собство капитала предп-я.
2. Оценка ст-ти отдел эл-в привлекаемого предп-м заемн капитала.
3.Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия.
Ст-ть капитала опред-ся затратами на привлечение, использ-ие и обслуживание источников финан-ия п/п выраженных в виде годовой ставки %.
Обобщ-м показ-м оценки ст-ти капитала явл средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC), представ-я собой относит-ый уровень общей суммы расходов на поддержание сложившейся структуры капитала, авансированного в деят-ть компании, к общему объему привлеч-х средств и выраженная в терминах годовой процентной ставки.
Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деят-ти капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной
где kj – стоимость j-го источника средств; dj – удельный вес j-го источника средств в общей их сумме
В стр-ре капитала обычно выделяют: - СС. – ЗС.
Ст-ть собств-х источников фин-я м. определить по средствам концепции альтернативной ст-ти. Формально ст-ть м.б. определена на основе соотнесения диведендов к велечене привлеченного уставного капитала выраж-ая в виде годовой ставки %. Средневзвеш-я ст-ть капитала применяется в инвестиц-ом анализе в кач-ве ставки дисконта, при дисконтировании ден-х потоков в кач-ве критерия эф-ти инвес-х проектов, минимального уровня рент-ти ожидаемого собственниками от своих вложений в п/п.
Структура капитала, соответствующая минимальному значению средневзвеш-й стоимости капитала получила название ЦЕЛЕВОЙ структуры капитала.
С т.з. риска, средневз ст-ть капитала определяется как безрисковая часть нормы прибыли на вложенный капитал (обычно средняя доходность по гос. цен бумагам + премия за финанс риск + предпринимат-й риск + инфляционные ожидания).
Ст-ть акц-го капитала.
Согласно наиболее распространенному способу ст-ть акц-го капитала опред-ся как дисконтированная ст-ть будущих ден-х потоков:
P0 = Dt/(1+Rакц)t+ Pn/(1+Rакц)n
P0 – текущая ст-ть акции, Dt – дивиденды, выплачиваемые в период t, Rакц – ст-ть акц. Капитала, Pn – курсовая ст-ть акции в период n.
Rн.пр. = Rакц (1-Т)(1-В)
Т – ставка подоходного налога по дивидендам, В – ставка комиссионных за вход на рынок альтернативных инвестиций.
Ст-ть заемных ср-в.
При оценки ст-ти заемных ср-в необходимо учитывать особенности налог закон-ва страны. Согл НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы и иные заимствования. Расходом признаются %-ы, начисленные по долговому обязательству. И при оценки ст-ти заемных ср-в необходимо применять корректир коэф-ты по ставке налога на прибыль.
Kd = Kd1 + Kd2, Кd - % за кредит, Kd1 - %-ы, признаваемые расходом, d2 - %-ы, не признаваемые расходом
D – тело кредита t – ставка налога на прибыль
Ст-ть кред-х ресурсовравна:
= DKd – Kd1Dt + DKd2t = Kd1D(1-t)+ Kd2D(1-t)
Структура капитала, соответствующая минимальному значению WACC, получила название ЦЕЛЕВОЙ структуры капитала.
Процесс формир-я капитала пред-ия строится на основе след принципов.
1. Учет перспектив развития хозяйст-й деят-ти предприятия.
2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предп-я. При опред общей потребности в капитале вновь созд-го предпр-я исп-ся 2 осн метода:
*Прямой метод расчета общей потреб-ти в капитале основ на определении необход суммы активов, позвол-х новому предп-ю начать хоз-ную деят-ть. Этот метод расчета исходит из алгоритма: общая сумма активов = общей сумме инвестируемого капитала.
Т.к. расчет потреб-ти в активах создав-го предпр-я осущ-ся в трех вариантах (миним-но необх-я сумма активов; необх-я сумма активов, обеспеч-щая достат размеры страховых запасов по отдельным их видам; максим-о необх-я сумма активов), он позволяет дифференц-ть и общую потреб-сть в капитале нового предпр-я в границах от минимальной до максимальной.
*Косвенный м-д расчета общей потребности в капитале основ-ся на исп-нии показателя «капиталоемкость продукции». Этот показатель дает представление о том, какой размер капитала испо-ся в расчете на ед-цу произведенной (или реализ-й) продукции. Он рассч-ся в разрезе отраслей и подотраслей эк-ки путем деления общей суммы исп-го капитала (собств и заемного) на общий объем произведенной (реализ-й) продукции. При этом общая сумма исп-ого капитала опред-ся как средняя в рассматриваемом периоде.
3. Обеспечение оптим-сти структуры капитала с позиций эффект-го его функционирования..
Стр-ра капитала предст-т собой соотнош собств и заемн финанс ср-тв, исп-х предприятием в процессе своей хоз-й деят-ти.
Предп-е, исп-щее только собств капитал, имеет наивысшую финанс устойчивость (его коэф-т автономии =1), но огранич-т темпы своего развития (т.к. не м-т обесп-ть формир-е необх дополн объема активов в периоды благоприят конъюнктуры рынка) и не исп-т финанс возм-ти прироста прибыли на вложен капитал.
Предприятие, исп-е заемный капитал, имеет более высокий финанс потенциал своего развития и возможности прироста финанс рент-ти деят-ти, но в большей мере генерирует финанс риск и угрозу банкротства.
4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различ источников.
5. Обесп-е высокоэф-го исп-ния капитала в процессе его хоз-й деят-ти. Реал-я этого пр-па обесп-ся путем максимизации показателя рентабельности собств капитала при приемлемом для предприятия уровне финанс риска.
- 1. Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
- 6. Лидерство и стили упр-я.
- 7. План-е и контроль в системе м-та.
- 8. Теория корпоративного упр-я
- 9. Модели корпоративного управления.
- 10. Сравнительный анализ теорий мотивации
- 14.Основные изменения хар-ки современного бизнеса. Базовые модели упр-я и их основные хар-ки.
- 15. Принципы формирования орг. Стр-р и орг-ные отношения в м-те. Типы оргсвязей и иерархические стр-ры упр-я.
- 16. Цели орг-и. Правила построения дерева целей. Управление по целям (рез-там), преимущества и недостатки.
- 17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли
- 19. Возникновение и развития управленческой мысли в России
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рцб
- 21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 28. Налоговая система рф. Виды налогов.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 30. Кредит и его виды. Эл-ты кредитной сделки. Клас-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31. Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33. Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 35. Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе нац-ных счетов.
- 36. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 37. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие Предложение денег.
- 38. Безработица, ее виды. Естественный ур-нь безработицы. Кривая Филипса. Регулирование рынка труда.
- 39. Бюджетный дефицит, способы его финан-я. Упр-е гос. Долгом.
- 40. Дискреционная и не дискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний баланс и внутренний баланс малой открытой экономики.
- 42. Платежный баланс, его статьи и счета.
- 1. Совершенная конкуренция.
- 45. З/пл: марксистский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы з/пл.
- 46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.
- 48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52. Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55. Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59. Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60. Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61. Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62. Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64. Управление каналами распределения товаров
- 65. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67. Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68 Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69. Организационная культура: сущность и типология.
- 70. Законы функционирования и развития организации.
- 71. Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77. Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80. Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81. Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82. Формальные и неформальные группы в организации.
- 83. Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84. Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 88. Миссия, стратегические цели и задачи развития организации. Дерево целей.
- 85. Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87. Социологические методы исследования систем управления.
- 88. Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89. Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90. Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 94. Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 97. Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр)
- 98. Приведение ситуаций к типовым при принятии ур. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- 100. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 101. Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 102. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103. Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104. Кризисы в управлении организацией.
- 105. Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 108. Логистическая система управления запасами.
- 109 Сущность и задачи транспортной логистики.
- 110. Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114. Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115. Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их характеристика.
- 116. Разработка бизнес-плана проекта.
- 117. Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121. Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122. Бюджетирование: сущность,назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123. Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124. Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 126 Методы ценообразования
- 127. Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130 Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131. Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132. Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133. Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 135. Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136. Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности предприятия
- Оценка деловой активности может быть также получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с другими предприятиями отрасли.
- 141. Факторный анализ прибыли.
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 144. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 1. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.
- 2. Метод расчета периода окупаемости проекта.
- 3. Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (npv).
- 147 Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148. Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.
- 149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 150. Сущность и принципы международных стандартов финансовой отчетности.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 79. Управление изменениями в организации
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 112. Управление массовым высвобождением персонала
- 134.Анализ и управление производственными запасами.