logo
GOS_1-50 окончательные шпоры

46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.

Внешние эффекты, или экстерналии – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в рез-те как пр-ва, так и потребления Т и У. Внешние эффекты делятся на «+» и «-«. Приносящие выгоду внешние эффекты называются «+», они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта (ПЧЕЛОВОДСТВО СОСЕДА ДЛЯ САДОВНИКА, ОЗЕЛЕНЕНИЕ). Внешний эффект является «-«, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками (загрязнение окр-щей среды отходами промышленных предприятий, выхлопными газами а/м).

MSC = МРС + МЕС или MSB = МРВ + МЕВ, (1)

где MSC – предельные социальные издержки;

МРС– предельные частные издержки;

МЕС– предельные внешние издержки;

MSB – предельные социальные выгоды;

МРВ – предельные частные выгоды;

МЕВ – предельные внешние выгоды.

Отрицательный внешний эффект является негативным воздействием участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов – право на незагрязненную окружающую среду). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (МЕС) (на рис. предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара: Qp > Qs, а Рр < Ps.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и использованию излишних ресурсов в их производстве.

Отрицательный и положительный внешние эффекты

Положительный внешний эффект  является позитивным воздействием участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (МЕВ) (на рис. предполагается наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Результатом позитивной экстерналии является недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции:

Qp < Qs и Рр < Ps.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами и использование ресурсов в их производстве в недостаточном количестве.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживает сбои в работе рыночного механизма и приводит к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис.

Следовательно, сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды.

Теорема Коуза – Стиглеца. Гласит: свободный обмен правами собств-ти обеспечивает их эф-ное распределение независимо от того, как они были распределены первоначально. Смысл теоремы: при определенных условиях рыночный механизм способен обеспечить эф-ное распределение ресурсов.

47. Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.

Спрос - желание и сп-сть людей приобретать Т на рынке при нек-х ценах. М/у ценой и кол-вом покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже Р Т, тем большее его кол-во может быть куплено при прочих равных условиях.  Сдвиг кривой спроса вправо означает увел-е спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Эк-кий закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: Q = F (P)

Цена Т может оставаться неизменной, а спрос меняться. Происходит это под влиянием неР-х ф-ров спроса.Неценовые факторы:

- доход потребителя (при росте доходов потребителей происходит увел-е спроса);

- вкусы и предпочтения покупателей;

- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если при росте цены на один Т спрос на другой снижается, то данные товары – взаимодополняющие. Если же при росте цены на один Т спрос на другой растёт, то данные Т – взаимозаменяемые;

- число покупателей. Увеличение на рынке потребителей обуславливает повышение спроса, и наоборот.

Действие закона спроса объясняется:

1.    Убывание предельной полезности: В любой момент вр-ни каждый покупатель получает меньше удовлетв-я от каждой последующей приобретаемой им ед-цы продукта.

2.    Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.

3.    Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Предложение – кол-во Т и У, к-е производитель хочет и в состоянии произвести и поставлять на рынок по опр-ной цене. S = F(P) .Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и величиной предложения (с ростом цены количество предлагаемого продукта увеличивается и, наоборот).Ф-ры изменения предложения:

    1. изм-е цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увел-ю предложения;

    2. внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

    3. перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение с/х продукции;

    4. перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

    5. изменение кол-ва поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

Если в модели ф-р вр-ни не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор вр-ни яв-ся одной из переменных, то модель называется динамической.

Рыночное пространство м. разделить на 4 зоны, отрасли:

1. Цены нах-ся выше цены D и S, к-рые выгодны только продовцу, т.е. избыточное предложение.

2. Цена D ниже, а цена S выше, это не выгодно ни кому.

3. И цена S и цена D нах-ся ниже,=> цены выгодны только потребителю, т.е. избыточный спрос.

4. Цены выгодны и продовцу и покупателю=> сущ-ет возможность совместного действия.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса Q2 Q1 при цене Р1 (см. рис. а), в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) кон­куренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 - Р2. Он исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокра­щает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. б).