7. Требования к современным менеджерам
Непрофессионализм в управлении — врожденная болезнь социалистической системы. Наличие партийного билета позволяло занимать различные посты вне зависимости от полученных знаний, деловых качеств, нравственных устоев. В течение десятилетий у нас господствовал принцип подбора кадров, выдвинутый Сталиным еще в двадцатые годы: "Необходимо подобрать работников так, чтобы на постах стояли люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять эти директивы как свои родные и умеющие проводить их в жизнь".
Наша управленческая отсталость — также и результат искусственной замкнутости социалистического лагеря. Мы находились в изоляции, а в передовых странах рыночной экономики в конце 30-х, 40-е и 50-е годы проходила менеджерская революция. На арену вышел, а у нас сейчас должен выйти, новый тип руководителя. Это фигура совершенно альтернативная всему тому, что было у нас ранее. Он должен быть ориентирован:
— на экономическую целесообразность, а не на политизацию;
— на здравый смысл, а не на мнение вышестоящего начальства;
— на человека труда, на его нужды и запросы в действительности, а не на лозунги;
— на производство товара, а не продукции.
Менеджмент как специфический вид деятельности требует особых качеств от человека. Можно быть прекрасным специалистом в своей отрасли и никудышным менеджером. Однако составить полный перечень качеств, необходимых менеджеру, практически невозможно. А если это и сделать, то где найти человека, который отвечал бы всем этим качествам?
Ведь зачастую успешно работающие менеджеры обладают различными качествами, иногда противоположными.
И, тем не менее, следующие пять качеств предлагается учитывать как положительные факторы при подборе и назначении менеджеров.
1. Ум. Однако это не значит, что менеджеры должны быть умнее каждого своего подчиненного. Они просто должны обладать определенным интеллектом, чтобы раскрыть и развить свои управленческие способности. Значит, ум больше является отражением способностей обучаться, чем знаний.
2. Образование, включая успеваемость и положение в учебном заведении, и лидерские способности во внеклассной деятельности. Многочисленные исследования показали явную взаимосвязь между отличными оценками, опытом общественной работы и служебным ростом. Встречались, однако, и исключения.
3. Широкие интересы, широкая эрудиция, высокий уровень культуры. Обычно менеджеры высшего уровня имеют более широкие интересы (от личных увлечений до общественной деятельности). Это позволяет им шире и всесторонне рассматривать проблемы и находить нестандартные решения.
4. Определенные личные качества, особенно умение ладить с людьми. Отсутствие его — главная причина управленческих неудач. Исследование большого числа организаций показало, что на одного менеджера, потерпевшего неудачу из-за недостатка технических знаний приходится семь менеджеров, не сумевших эффективно управлять из-за своего характера. Среди других личных качеств отмечаются: уверенность в себе, чувство собственного достоинства, терпимость, стремление к новому, честность, физическое здоровье, психологическая устойчивость.
5. Способность самостоятельно решать личные проблемы во внерабочее время.
Знания, необходимые менеджеру: теория и практика менеджмента, вопросы маркетинга, экономические дисциплины, организация производства, техника и технология производства, психология и этика управления, достижения мировой и национальной культуры, основы ораторского искусства и педагогики, законодательство, охрана окружающей среды и др. Навыки, необходимые менеджеру, делятся на четыре группы (см. рис).
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий