14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
Принятие решения — это сознательный выбор направления действий из имеющихся альтернатив для достижения желаемых результатов.
Необходимость принятия решений составляет суть деятельности менеджера, его образ жизни, а качество принятых решений является главным фактором, по которому оценивают его работу.
Характер работы менеджера зависит от уровня управления, а значит существуют различия между характером решений, принимаемых на различных уровнях. Но, тем не менее, любой менеджер в области принятия решений использует следующие четыре роли: предпринимателя, специалиста по исправлению нарушений в работе, распределителя ресурсов и специалиста по достижению соглашений.
Управленческие решения бывают запрограммированные и не-запрограммированные. Запрограммированные решения — это результат реализации определенной последовательности шагов или действий (как при решении математического уравнения). Эти решения являются обычными, рутинными, принимаются систематически. Поэтому и существует возможность установить рамки действий, в соответствии с которыми менеджер должен поступать.
Незапрограммированные решения случаются нечасто, связаны с неизвестными факторами и каждый раз требуют различных действий.
Способы принятия решений могут быть различными: основанными на интуиции, суждениях или носящими рациональный характер.
Интуитивное решение принимается на основании ощущения того, что оно верное.
Решение, основанное на суждениях — это выбор на основе знаний и прошлого опыта. Опираясь на здравый смысл, менеджер выбирает альтернативу, которая принесла ему успех в сходных ситуациях ранее. Преимуществами такого подхода являются быстрота и дешевизна. Поэтому так важно учитывать опыт при приеме на работу.
Однако при чрезмерной ориентации на опыт может быть упущена новая, более эффективная альтернатива. Избежать этого можно, подходя к принятию решения рационально. Такой подход не связан с прошлым опытом. Он обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и включает следующие этапы:
1. Диагноз проблемы. Правильно определить причину возникшей проблемы — значит наполовину ее решить. К сожалению, мы очень часто боремся с симптомами проблемы, а не с ее причи-нами. Для выявления проблемы необходимо собрать и проанализировать нужную внутреннюю и внешнюю информацию.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Ограничения могут быть финансовые, кадровые, технологические, законодательные, экологические, этические и др. Критерии, по которым будут оцениваться варианты решений, должны содержать степень достижения главной цели.
3. Выработка альтернативных вариантов. Если отсутствуют альтернативы, нет выбора, то и решение принимать не нужно. Для выработки альтернатив важно привлекать коллективный разум.
4. Оценка альтернатив. Она производится по выбранным критериям. При этом, наряду с достоинствами, необходимо определить и недостатки каждого варианта и возможные общие последствия.
5. Выбор альтернативы. После выполнения всех предыдущих этапов сделать выбор, т.е. принять решение, не предоставит затруднений.
6. Реализация решения и оценка результатов.
Реальная ценность принятого решения выявляется только после его реализации с помощью функции контроля. Менеджер должен оценить, происходит ли реализация решения беспрепятственно, и достигаются ли желаемые результаты. Это позволит ему скорректировать решение на стадии внедрения, пока организации не нанесен значительный ущерб.
Важно привлекать сотрудников к принятию решения. Уровень эффективности осуществления решения будет выше, если оно будет признано теми, кто их будет выполнять, кого оно затрагивает.
На процесс принятия управленческого решения также оказывают влияние следующие факторы:
а) личностные оценки руководителя, которые определяются системой его ценностей, ориентации, приоритетов;
б) условия определенности, риска и неопределенности. В условиях определенности точно известен результат каждой альтернативы. В условиях риска результаты решений не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. В
условиях неопределенности невозможно оценить вероятность ожидаемых результатов;
в) время и изменение ситуации. Очень часто время является критическим фактором. Промедление с принятием решения или затягивание времени между принятием и реализацией решения приводят к значительным потерям, так как ситуация меняется и данное решение становится непригодным.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий