Мотивация работников
Мотивация — побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои собственные потребности, к работе по достижению целей организации, достигая в процессе работы и своих целей.
Существуют различные теории мотивации, которые многие авторы делят на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории (теории потребностей) занимаются изучением тех внутренних потребностей, которые работники стремятся удовлетворить на работе и которые вызывают или тормозят их действия. Потребности или мотивы являются внутренними факторами индивидуума. Они побуждают людей выбирать конкретные действия для удовлетворения потребностей. Стимулы являются внешними факторами, которые придают значение цели поведения работников. К содержательным теориям относятся иерархия потребностей Маслоу, теория достижения Мак Кле-ланда, теория мотивации-поддержки Герцберга.
А. Маслоу обосновал свою концепцию на двух принципах: 1) человеческие потребности можно выстроить в иерархическую последовательность; (рис. 14); 2) удовлетворенная потребность больше не служит основным мотивирующим фактором.
На нижнем уровне Маслоу поместил физиологические и биологические потребности (дыхание, пища, питье, одежда, жилье, продолжение рода). Они имеют первостепенное значение, пока не удовлетворены. Если удовлетворены в достаточной степени, наиболее важными становятся потребности следующего уровня — безопасности и защищенности. В дальнейшем приобретают значимость в мотивации работников последующие уровни — социальные потребности и потребности в принадлежности (общение, признание, любовь, дружба, чувство коллективизма), потом потребности уважения (статус, уверенность в себе, оплата, оценка по достоинству, признание), и, наконец, потребность самореализации и самовыражения (достижение собственного потенциала, саморазвитие, рост).
Теория А. Маслоу внесла значительный вклад в понимание сущности мотивации, однако ее следует рассматривать как общее руководство в управлении, а не как концепцию, полностью объясняющую человеческое поведение. Менеджеры различных уровней должны понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей, что этот спектр может быть различным у разных людей, что со временем потребности могут меняться. Поэтому необходимо изучать своих подчиненных, чтобы решить, какие активные потребности движут ими.
Рис. 14. Иерархия потребностей Маслоу в теории и практике управленческой мотивации
Теория мотивации-поддержки Герцберга базируется на иерархии потребностей Маслоу. Все уровни потребностей он разделил на мотивирующие факторы (уважения и самореализизации) и факторы поддержки (нижние уровни потребностей). По мнению автора, факторы поддержки сами по себе не могут мотивировать, они только предотвращают падение продуктивности и морального состояния и позволяют срабатывать мотивирующим факторам. В руках руководителя находится ключ к дозированию мотивирующих факторов. Следующие действия руководителя могут способствовать созданию мотивирующей обстановки и хорошей психологической атмосферы:
1. Посылка работника на повышение квалификации.
2. Подготовленным и мотивированным работникам делегировать полномочия и контролировать по результатам.
3. Поручать опытным работникам помогать в подготовке нового персонала.
4. Отмечать и поощрять хорошую работу.
5. Советоваться с подчиненными при решении проблем организации.
6. Поручать служащим работу в специальных оперативных группах для выработки рекомендаций по ключевым проблемам.
Хотя теория получила довольно широкое применение, трудно согласиться с утверждением Герцберга, что оплата и другие факторы поддержки не являются источником мотивации.
Теория достижения Мак - Клеланда также делает упор на потребностях высшего уровня. Она исходит из того, что людям присущи три потребности: достижение успеха, власти и принадлежности. Поскольку люди обладают, в некоторой степени, тремя потребностями, одна обычно преобладает над остальными. Руководитель должен знать об этом и учитывать в работе с людьми.
Из процессуальных теорий мотивации, рассматривающих поведение людей для удовлетворения своих потребностей, остановимся на теории справедливости, теории ожидания и теории поддержания рабочего состояния.
Согласно теории справедливости, люди сравнивают то, что они вносят в работу (образование, опыт, подготовка и усилия) с результатами (вознаграждение), которые они получают в сравнении с другими работниками на аналогичных должностях. Если сравнение свидетельствует о несоответствии и несправедливости, то у работника возникает чувство демотивации. Для снятия напряжения необходимо восстановить справедливость путем дополнительной мотивации работника. До тех пор, пока люди не будут считать, что они получают справедливую оплату, они будут стремиться снизить интенсивность труда.
Теория ожидания исходит из того, что люди будут работать с высокой производительностью, если они ожидают:
1) высокую вероятность того, что их усилия дадут высокие результаты;
2) высокую вероятность того, что полученные результаты дадут соответствующее вознаграждение;
3) что это вознаграждение их удовлетворит.
Поскольку люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение может одного работника удовлетворить, а другого — нет. Значит руководство должно сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников (дать оценить вознаграждение сотрудникам заранее) и привести их в соответствие.
Теория поддержания рабочего состояния основывается на законе последствия, согласно которому поведение, возымевшее удовлетворительные последствия, имеет тенденцию к повторению, в то время, как поведение, возымевшее неудовлетворительные последствия, не имеет тенденции к повторению. Таким образом, на поведение работников (а значит и на производительность) организация влияет так, как это ей нужно (вознаграждением или наказанием).
Любую из рассмотренных (или других) теорий мотивации нельзя считать идеальной, чтобы оправдать ее повсеместное применение. Однако руководителям необходимо их знать и использовать творчески в соответствии со сложившимися обстоятельствами (уровень благосостояния работников, уровень их индивидуальных потребностей и притязаний).
Для этого необходимо добиться того, чтобы участники деятельности (сотрудники, подчиненные) считали, что, осуществляя деятельность по достижению целей организации, они добиваются удовлетворения собственных потребностей. Для этого менеджер осуществляет стимулирование сотрудников.
Стимулирование — предоставление участникам деятельности возможности достигнуть удовлетворения своих потребностей или реализовать ожидания.
Потребность — это ощущение дефицита чего-либо, сопровождаемое стремлением ликвидировать его. Потребности бывают материальными и нематериальными: дефицит денег, материальных благ, пищи, стремление к власти, стремление к самореализации, к уважению, к причастности, к интересной работе и т. п.
Вознаграждение — это материальная или нематериальная (психологическая, статусная) оценка результата удовлетворения потребности. Оно может носить внешний и внутренний характер.
Внешнее вознаграждение исходит от другого человека или от организации. Это выгоды, предоставляемые индивиду менеджером: продвижение по службе, создание особых условий труда, повышение уровня оплаты, официального статуса и т. п.
Внутреннее вознаграждение — это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определенного действия (чувство достижения цели, рост самооценки, выполнение собственной миссии, возникновение дружеских отношений, возможность профессионального общения и т. п.).
Для понимания сущности мотивирования необходимо рассмотреть вопрос о желаниях и потребностях людей как причинах, побуждающих их работать эффективнее, с большей отдачей.
Исследования, проводимые в рамках современных теорий мотивации, показывают, что истинные причины, побуждающие человека работать лучше, сложны и многообразны. Они зависят от уровня удовлетворения потребностей, характеристик личности сотрудника (психологический тип, характер, темперамент, склонности, интересы, способности и т. п.). Но в любом случае установленные извне цели и задачи должны превратиться во внутренние цели сотрудника. Обеспечить это превращение должен менеджер.
Существуют четыре подхода к мотивации: традиционный, с позиций человеческих отношений, с позиций человеческих ресурсов, современный подход.
Традиционный подход уходит в далекую древность и находит свое выражение в «методе кнута и пряника». В древности и в Средние века (крепостничество) человека работать заставляла угроза физического наказания (неэкономическое принуждение к труду). В более позднее время появилось понятие «экономический человек», стал в качестве стимула использоваться «пряник». В частности, Ф. У. Тейлор исходил из того, что люди готовы делать больше за большие деньги, и жестко привязывал заработную плату к количеству и качеству результатов труда.
Новое — хорошо забытое старое
Не следует обольщаться насчет того, что традиционный подход к мотивации остался в прошлом. В современном мире существует масса сфер, где метод неэкономического принуждения к труду является превалирующим и воспринимается как единственно возможный. Если только менеджер произносит в адрес своих сотрудников фразу типа: «А куда они денутся?!», то можно считать, что этот менеджер недалеко ушел от надсмотрщика на строительстве пирамид. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых используется неэкономическое принуждение к труду.
Монопсония на рынке труда. Монопсония — это ситуация, когда на рынке много продавцов, но один покупатель. На рынке труда такая ситуация складывается в условиях действия географических факторов и низкой мобильности рабочей силы.
Пример: градообразующее предприятие в глухой сибирской тайге. Вокруг предприятия поселок, а иногда и город. Работать так, чтобы заработать, кроме как на этом самом предприятии, негде. В этих условиях у менеджмента градообразующего предприятия возникает стойкое искушение использовать неэкономическое принуждение к труду, а попросту шантаж сотрудников: «А куда они денутся?» В принципе, если сотрудник не согласен работать за такие деньги и в таких условиях, то он может уехать. Но в России мобильность рабочей силы традиционно низкая: перемена места жительства равносильна перемене жизни. Очень велики издержки по переезду.
Теневой рынок труда («гастарбайтеры»). Во всех странах, включая самые цивилизованные, существует проблема работ низкого социального статуса (тяжелые работы во вредных условиях, «грязные» работы и т. п.). Проблема-эта решается путем вербовки рабочих в странах с низким уровнем экономического развития, с высоким уровнем безработицы и т. п. Очень часто этот процесс происходит нелегально или полулегально. Поэтому рабочие-иностранцы попадают в зависимость от работодателя, у которого появляются возможности неэкономического принуждения к труду.
Шантаж со стороны администрации. Администрация обладает некоей информацией, которая негативно характеризует сотрудника (проступок, тайные пороки, нетрадиционная ориентация и т. п.). Сотрудник оказывается у администрации «на крючке»: можно использовать неэкономическое принуждение к труду.
Подход с позиций человеческих отношений стал оформляться на основе результатов хоторнских экспериментов (см. подраздел 1.7). Повышалась роль таких неэкономических выгод, как удовлетворение социальных потребностей (общение, социальный статус). Он породил концепцию «социального человека».
Подход с позиций человеческих ресурсов является развитием концепций «человека экономического» и «человека социального». В основе мотивации — концепция «человека целостного». Менеджеры, относясь к работникам как к компетентным, ориентированным на высокие достижения личностям, воспринимающим труд как увлекательное занятие, могут добиться существенного роста производительности труда.
Современный подход опирается на теории мотивации.
3.9.1. Теории мотивации
Современные теории мотивации делятся на две группы.
• Содержательные теории (теории потребностей) анализируют базовые потребности человека, которые заставляют людей действовать определенным образом. Среди авторов содержательных теорий мотивации следует назвать Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга. Получили развитие эти идеи и в трудах российских ученых (заслуженный деятель науки РФ профессор Б. М. Генкин, научная школа СПбГИЭУ).
• Процессуальные теории — решение вопроса о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и прекращает (теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Дж. Стейси Адамса, теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера).
Наиболее известны следующие содержательные теории.
1. Теория потребностей А. Маслоу (теория иерархии потребностей).
Иерархия потребностей по Маслоу выглядит следующим образом (снизу вверх по нарастающей).
• Физиологические нужды. Вне организации это пища, вода, возможность реализации инстинктов. В организации — заработная плата, бытовые условия труда и отдыха.
• Потребность в безопасности. Вне организации это отсутствие войн, насилия, чистота природной среды. В организации — безопасность труда, гарантии занятости.
• Потребность в отношениях принадлежности. Вне организации это семья, друзья общественные группы. В организации — принадлежность к рабочим группам (бригада, группа, сектор), отношение клиентов, коллег, менеджеров.
• Потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства. Вне организации это одобрение семьи, друзей, общественных групп и общества в целом. В организации — признание высокого профессионального статуса, возложение на себя дополнительных обязанностей, кредит доверия со стороны руководства.
• Потребность в самоактуализации. Вне организации это образование, верования, хобби, личностное развитие, проявление творчества. В организации — возможности для обучения, продвижения по вертикали, проявления творческих способностей.
Чаще всего систему потребностей А. Маслоу трактуют как иерархию. Это значит, что менеджер должен дать возможность конкретному сотруднику удовлетворить потребности низших уровней, а потом осуществлять стимулирование через потребности более высокого уровня. Но степень удовлетворения потребностей в состоянии оценить только сам работник. Действительно, менеджер считает, что рабочий Петров удовлетворил свои физиологические нужды, и начинает мотивировать его через потребности в уважении или социальные. Но Петров считает, что у него сохранились потребности первого уровня, что ему холодно, жестко, зарплата маленькая, работа опасная и т. п.
Или наоборот. Человеку безразлично, какие физиологические условия его окружают. Ему важнее самореализация, т. е. его стимулирование начинается с самого высокого уровня потребностей. То есть все значительно сложнее, чем обычная иерархия.
Научная школа СПбГИЭУ (профессор Б. М. Генкин) считает, что потребности не иерархичны. Согласно его теории, потребности делятся на две большие группы: потребности существования и достижения целей жизни. Потребности существования могут удовлетворяться в различной степени, т. е. по ступеням или по базовым уровням. У разных людей базовые уровни различны. Но с каждого базового уровня должны удовлетворяться и определенные потребности достижения целей в определенной степени, присущей конкретному человеку.
Желудочно не удовлетворенные сограждане
Специалисты Высшей школы менеджмента СПбГУ проводили обследование сотрудников санкт-петербургских компаний на восприятие модели А. Маслоу. Было опрошено 216 сотрудников из 7 компаний, в том числе75% — работники умственного труда (управленческий консалтинг, инжиниринг, информационные технологии), 25% — физического труда (строительство, производство).
Выяснилось, что мотивационные предпочтения работников умственного и физического труда примерно одинаковые. На первом месте оказался такой фактор мотивации, как деньги (по Маслоу — физиологический уровень потребностей. — А. Ц.). На втором месте у интеллектуалов — самореализация, у «работяг» самореализация — на третьем месте. Но денег хочется всем, и в первую очередь!
Источник: Гончарова О. Чего много не бывает // Ведомости. 2008. 20 марта. С. А-07.
Теория потребностей А. Маслоу имеет большое теоретическое значение и положена в основу других содержательных теорий.
2. Теория приобретенных потребностей МакКлеланда.
Согласно этой теории определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни, т. е. приобретаются. Мотивирование конкретного человека основывается на его индивидуальном профиле: какие потребности в нем более ярко выражены. В этой теории речь идет о потребностях высших уровней.
• Потребность во власти. Находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Выражение желания человека оказывать влияние на других людей. Эта потребность позитивная, связана с желанием добиться руководящей должности.
• Потребность в успехе. Находится между потребностями в уважении и самовыражении. Человек, ориентированный на достижение успеха, считает нормальным достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, нести ответственность, имеет тенденцию к постановке реальных целей.
• Потребность в принадлежности. Желание иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Очень важно для работы в команде.
3. Теория двух факторов Герцберга. Согласно этой теории все потребности регулируются двумя группами факторов.
• Гигиенические факторы — политика администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, статус и безопасность.
• Мотиваторы — достижение цели, признание, работа как таковая, ответственность, продвижение по службе, профессиональный рост.
Наличие гигиенических факторов всего-навсего не дает развиваться неудовлетворенности работой. Степень удовлетворенности работой определяется наличием мотиваторов. Чтобы добиться высокой производительности труда, нужны мотиваторы. На практике это требование реализуется с помощью программ обогащения труда: работа перестраивается таким образом, чтобы стать интересной.
Как нам платят, так мы и работаем!
Эта фраза стала крылатой в среде лиц наемного труда. Но следует помнить, что согласно теории Герцберга уровень заработной платы является всего-навсего гигиеническим фактором, т. е. не дает развиваться неудовлетворенности работой. Если менеджер повысил зарплату вдвое, то он не вправе ожидать двойного роста производительности труда. Скорее всего, на первых порах люди будут демонстрировать некий энтузиазм, но потом все вернется «на круги своя». Нельзя верить заверениям сотрудников, что они плохо работают из-за низкой зарплаты.
Наиболее известные процессуальные теории.
1. Теория ожиданий Виктора Врума. Она исходит из того, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации, поскольку все время ожидают чего-либо от менеджера или от работы. Менеджер должен показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к достижению их личных целей, т. е. вселять надежду на то, что ожидания сбудутся. Последние определенным образом систематизированы:
• ожидания в отношении «затраты труда — результаты». Если приложены затраты труда, то должны быть и результаты. Реализация этих ожиданий формирует веру в свои силы. Чем сильнее эта вера, тем больше вероятность, что сотрудник справится с работой;
• ожидания в отношении «результаты труда — вознаграждение». Реализация этих ожиданий формирует веру в справедливость вознаграждения, в то, что если результат достигнут, то вознаграждение будет, и оно будет справедливым. Неуверенность в том, что вознаграждение будет справедливым, возникает, когда при раздаче вознаграждений работник должен полагаться на других. Играют роль реальность полномочий менеджера и его обязательность, честность;
• ожидания валентности вознаграждения. Реализация этого ожидания означает, что вознаграждение за достигнутые результаты труда будет иметь для работника достаточную ценность. Валентность вознаграждения можно определить как меру ценности вознаграждения. Для кого-то это деньги, для кого-то — похвала, для кого-то — полномочия. Валентность измеряется от 1,0 до -1,0. Если руководитель знает, в чем больше нуждается подчиненный, и учитывает это, то валентность вознаграждения выше нуля. Поскольку подчиненные не всегда могут составить правильное представление о соотношении между затраченными усилиями, полученными результатами, вознаграждением и удовлетворением потребностей, то менеджер должен им в этом помогать.
2. Теория справедливости Дж. Стейси Адамса. Она исходит из того, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями, а затем соотносят его с вознаграждением, полученным другими людьми за аналогичную работу. Менеджер должен следить за тем, считают ли его подчиненные вознаграждение справедливым. Их интересует не абсолютный уровень вознаграждения, а соотношение с вознаграждением других работников. Система оценки личного вклада в коллективную работу должна быть известна заранее.
3. Теория мотивирования Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (модель Портера — Лоулера). Построена на обеих предыдущих теориях. Основной тезис: результативный труд ведет к удовлетворению (а не наоборот!). Уровень удовлетворенности будет влиять на поведение человека в будущем.
Результативность труда зависит от затраченных усилий, особенностей и возможностей работника, оценки им своей роли. Объем усилий зависит от того, насколько вознаграждение является ценным для работника, и от уверенности в том, что оно будет получено.
Большую роль в этой теории играет внутреннее вознаграждение.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий