22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
Для того, чтобы стать настоящим менеджером-лидером, надо иметь определенные природные задатки, которые необходимо развивать и совершенствовать, изучая теорию и опыт эффективного руководства, реализуя их в своей практической деятельности. Вот некоторые советы и приемы выработки эффективного стиля руководства, почерпнутые из литературных источников и из практики управления людьми.
Цените время своих подчиненных. Выполнение бесцельной работы, простои по организационным причинам, ожидание в приемной руководителя, отсиживание на ненужном совещании — вот далеко не полный перечень причин, с помощью которых менеджер воспитывает у подчиненных неуважение к настоящей работе и к самому себе. Бели менеджер не ценит время подчиненных, то трудно ожидать, чтобы подчиненные ценили его у себя. Поэтому: на совещание надо приглашать только тех людей, присутствие которых поможет решить обсуждаемый вопрос; организация труда должка быть такой, чтобы исключить простои в ожидании работы; прием посетителей лучше вести по предварительной записи, чтобы не было скопления людей в приемной и, следовательно, потерь времени.
Менеджер должен замечать, интересоваться и изучать своих подчиненных. Интересоваться не только работой, но и личной жизнью подчиненных. Каждый человек одинаково дорого ценит внимание к себе. И хороший руководитель этим никогда не пренебрегает.
Спокойная уверенность — основное состояние менеджера. Про таких людей обычно говорят: "Он всегда знает, что делает". Эта уверенность должна базироваться не на зазнайстве и желании показать свое превосходство, а на убежденности в своих силах, на умении брать на себя ответственность. Уверенному в себе руководителю верят подчиненные и добиваются успехов.
Удручающее явление представляет из себя неуверенный менеджер: потупленный взгляд, вялое рукопожатие, бессвязная речь, колебания при принятии решений и т.д. Создается впечатление, что этот человек не на своем месте. Энергичное пожатие руки, прямой открытый взгляд, достаточно громкая речь и ясные указания — вот внешние проявления уверенного в себе руководителя.
Руководитель не должен использовать нерабочее время для обсуждения служебных проблем без крайней необходимости. Ему надо помнить, что начальником для своих подчиненных он является только на работе.
Руководителю иногда приходится прибегать к критике, как методу улучшения работы. Как же следует использовать критику, чтобы она была действенной и не оскорбляла человека? Специалисты говорят, что условиями действенной критики являются:
1. Объективность и конкретность. Критикуя, необходимо ссылаться на неопровержимые факты, иметь доказательства и вести себя таким образом, чтобы критикуемый почувствовал, что он на месте критикующего поступил бы точно так же.
2. Аналитичность. Любой негативный момент следует соотносить со всей совокупностью деловых качеств критикуемого. Это поможет правильно оценить совершенный факт как случайность или как хронический недостаток.
3. Деловой характер. Предметом критики должны быть не личные качества, а дела и поступки человека в сфере его производственной или общественной деятельности. Критикуя, "на личности" опускаться нельзя. Это оскорбляет достоинство человека и свидетельствует о педагогической и психологической безграмотности руководителя.
4. Позитивный характер. Позитивность критики означает: акцент на упущенные возможности; демонстрацию вынужденности критики при всем положительном отношении к критикуемому; принципиальность негативных оценок с одновременным выражением глубокого сожаления о случившемся; щадящий характер критики, т.е. выражение уверенности в исправлении критикуемого.
5. Конструктивность. Это означает, что разбор ошибок и погрешностей необходимо сопровождать определением путей, способов и средств, пользуясь которыми можно было избежать их или исправить в будущем.
Нужно подчеркнуть, что публичная критика — это очень сильное наказание, и к ней менеджеру следует прибегать только и крайнем случае. А критиковать публично женщину в смешанном коллективе психологи вообще не рекомендуют.
Менеджеру необходимо выработать у себя нелегкую привычку спокойно и по-деловому воспринимать критику в свой адрес, объективно оценивать собственные ошибки. Ведь он тоже может ошибаться. Просто хорошие руководители ошибаются реже. Свои ошибки надо признавать немедленно и быстро исправлять — ;ito не снизит авторитет руководителя, а скорее наоборот. Никогда нельзя преследовать подчиненных за критику, даже если она несправедлива. М. Ганди говорил: "Слабые никогда не прощают. Умение прощать — удел сильных."
Иногда полезно вспоминать народную мудрость: "Когда говорят о твоих достоинствах — тебя обкрадывают. Когда говорят о твоих недостатках — тебя обогащают". Отсюда руководителю можно почерпнуть еще один совет: не разрешайте подчиненным хвалить себя, пусть лучше это делает начальство.
Руководитель должен уметь поощрять и наказывать. Материальное поощрение представляется весьма значимым для работника в первое время. Деньги расходуются и об этом поощрении быстро забывают. Моральное же поощрение кажется не столь мучительным в первый момент, но оно действует длительное время. Отсюда следует совет руководителям: моральное поощрение необходимо, по возможности, подкреплять материальным. Наказание подчиненных — один из самых непопулярных и, возможно, неприятных для самого руководителя методов воздействия на подчиненных. Но в определенных ситуациях он является вынужденным и необходимым. При этом руководители должны соблюдать следующие правила:
1. Предпочтительнее отчитывать подчиненного наедине. Публичное порицание — это очень сильное наказание и к нему надо прибегать в крайних случаях.
2. Вначале необходимо дать возможность провинившемуся объясниться, т.е. изложить факты и обстоятельства, которые привели к плохим результатам. Иногда они могут носить объективный характер и тогда руководитель не попадет в нелепое положение, вынося скоропалительное решение о наказании.
3. Не следует выделять провинившегося из группы нарушителей. Если два работника совершили одинаковый проступок и руководитель одного из них серьезно наказал, а другого мягко пожурил, то тем самым он продемонстрировал свою необъективность. Ничто не оказывает такое разрушительное влияние на коллектив, как попустительство и необъективность оценок. Это приводит к потере авторитета руководителя и увольнению хороших работников. В результате происходит деградация коллектива.
4. Не следует наказывать подчиненных за непреднамеренные ошибки. В этом случае подчиненному надо объяснить, откуда возникла ошибка, к чему привела и что надо сделать, чтобы исправить ее или не допустить в будущем.
При достаточно демократических взаимоотношениях с подчиненными строгость и требовательность являются обязательными качествами менеджера. Работники ожидают, что с них взыщут за плохую работу. Руководитель должен оправдывать эти ожидания. Надо хвалить за хорошую работу и выносить порицание за плохую. Высшая оценка руководителя со стороны подчиненных: "Он требователен к себе и подчиненным, но всегда справедлив".
Иногда менеджер может воспользоваться приемом "Неожиданное решение". Что ожидает обычно от своего начальника провинившийся подчиненный? Наказания. А как относится руководитель к недобросовестному или отстающему работнику? Конечно же, неприязненно и с недоверием. Попробуем отказаться от этих аксиом. Особенно, когда сознаем, что подчиненный смирился со своей ролью "неудачника" и не ждет от нас ни доверия, ни доброго слова. Окажем ему предпочтение перед другими работниками — дадим ему ответственное поручение, высказав уверенность, что он его выполнит. Такие решения окрыляют подчиненного и он оправдает выданный ему аванс.
"Неожиданное решение" принял Наполеон, когда, проверяя ночью караулы после сражения, застал солдата спящим. Он не наказал его, а взял винтовку и сам стал на пост, сказав, что солдат устал в бою и пусть немного отдохнет, а он постоит вместо часового. Подобные решения создали Наполеону огромный авторитет и уважение среди простых солдат.
Известный руководитель Ли Яккока пишет в своей книге "Карьера менеджера" (М.: Прогресс, 1991): "Наиболее осязаемый способ, каким компания может признать ценность сотрудника, — это денежное вознаграждение и продвижение в должности.
Когда же служащего повышают в должности, самая пора увеличить круг его обязанностей и предъявить ему более высокие требования. Когда он на подъеме, вы вознаграждаете его за уже сделанное и, в то же время, побуждаете сделать даже больше. Всегда следует толкать его вперед, когда он на подъеме, но никогда не следует слишком жестко с ним обходиться, когда дела у него не ладятся. Если он расстроен собственной неудачей, вы рискуете таким обращением с ним вовсе выбить его из колеи и лишить всякого желания поправить дело".
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий