logo
Лекции по менеджменту

22. Приемы выработки эффективного стиля руководства

Для того, чтобы стать настоящим менеджером-лидером, надо иметь определенные природные задатки, которые необходимо развивать и совершенствовать, изучая теорию и опыт эффектив­ного руководства, реализуя их в своей практической деятельно­сти. Вот некоторые советы и приемы выработки эффективного стиля руководства, почерпнутые из литературных источников и из практики управления людьми.

Цените время своих подчиненных. Выполнение бесцельной работы, простои по организационным причинам, ожидание в приемной руководителя, отсиживание на ненужном совещании — вот далеко не полный перечень причин, с помощью которых менеджер воспитывает у подчиненных неуважение к настоящей работе и к самому себе. Бели менеджер не ценит время подчи­ненных, то трудно ожидать, чтобы подчиненные ценили его у себя. Поэтому: на совещание надо приглашать только тех лю­дей, присутствие которых поможет решить обсуждаемый воп­рос; организация труда должка быть такой, чтобы исключить простои в ожидании работы; прием посетителей лучше вести по предварительной записи, чтобы не было скопления людей в при­емной и, следовательно, потерь времени.

Менеджер должен замечать, интересоваться и изучать своих подчиненных. Интересоваться не только работой, но и личной жизнью подчиненных. Каждый человек одинаково дорого це­нит внимание к себе. И хороший руководитель этим никогда не пренебрегает.

Спокойная уверенность — основное состояние менеджера. Про таких людей обычно говорят: "Он всегда знает, что делает". Эта уверенность должна базироваться не на зазнайстве и желании показать свое превосходство, а на убежденности в своих силах, на умении брать на себя ответственность. Уверенному в себе руководителю верят подчиненные и добиваются успехов.

Удручающее явление представляет из себя неуверенный ме­неджер: потупленный взгляд, вялое рукопожатие, бессвязная речь, колебания при принятии решений и т.д. Создается впе­чатление, что этот человек не на своем месте. Энергичное пожа­тие руки, прямой открытый взгляд, достаточно громкая речь и ясные указания — вот внешние проявления уверенного в себе руководителя.

Руководитель не должен использовать нерабочее время для обсуждения служебных проблем без крайней необходимости. Ему надо помнить, что начальником для своих подчиненных он яв­ляется только на работе.

Руководителю иногда приходится прибегать к критике, как методу улучшения работы. Как же следует использовать критику, чтобы она была действенной и не оскорбляла человека? Специ­алисты говорят, что условиями действенной критики являются:

1. Объективность и конкретность. Критикуя, необходимо ссы­латься на неопровержимые факты, иметь доказательства и вести себя таким образом, чтобы критикуемый почувствовал, что он на месте критикующего поступил бы точно так же.

2. Аналитичность. Любой негативный момент следует соот­носить со всей совокупностью деловых качеств критикуемого. Это поможет правильно оценить совершенный факт как случай­ность или как хронический недостаток.

3. Деловой характер. Предметом критики должны быть не личные качества, а дела и поступки человека в сфере его произ­водственной или общественной деятельности. Критикуя, "на личности" опускаться нельзя. Это оскорбляет достоинство человека и свидетельствует о педагогической и психологической без­грамотности руководителя.

4. Позитивный характер. Позитивность критики означает: акцент на упущенные возможности; демонстрацию вынужден­ности критики при всем положительном отношении к критику­емому; принципиальность негативных оценок с одновременным выражением глубокого сожаления о случившемся; щадящий характер критики, т.е. выражение уверенности в исправлении критикуемого.

5. Конструктивность. Это означает, что разбор ошибок и по­грешностей необходимо сопровождать определением путей, спо­собов и средств, пользуясь которыми можно было избежать их или исправить в будущем.

Нужно подчеркнуть, что публичная критика — это очень сильное наказание, и к ней менеджеру следует прибегать только и крайнем случае. А критиковать публично женщину в смешан­ном коллективе психологи вообще не рекомендуют.

Менеджеру необходимо выработать у себя нелегкую привычку спокойно и по-деловому воспринимать критику в свой адрес, объективно оценивать собственные ошибки. Ведь он тоже мо­жет ошибаться. Просто хорошие руководители ошибаются реже. Свои ошибки надо признавать немедленно и быстро исправлять — ;ito не снизит авторитет руководителя, а скорее наоборот. Ни­когда нельзя преследовать подчиненных за критику, даже если она несправедлива. М. Ганди говорил: "Слабые никогда не про­щают. Умение прощать — удел сильных."

Иногда полезно вспоминать народную мудрость: "Когда гово­рят о твоих достоинствах — тебя обкрадывают. Когда говорят о твоих недостатках — тебя обогащают". Отсюда руководителю можно почерпнуть еще один совет: не разрешайте подчиненным хвалить себя, пусть лучше это делает начальство.

Руководитель должен уметь поощрять и наказывать. Мате­риальное поощрение представляется весьма значимым для ра­ботника в первое время. Деньги расходуются и об этом поощре­нии быстро забывают. Моральное же поощрение кажется не столь мучительным в первый момент, но оно действует длительное время. Отсюда следует совет руководителям: моральное поощрение необходимо, по возможности, подкреплять материальным. Наказание подчиненных — один из самых непопулярных и, воз­можно, неприятных для самого руководителя методов воздей­ствия на подчиненных. Но в определенных ситуациях он явля­ется вынужденным и необходимым. При этом руководители дол­жны соблюдать следующие правила:

1. Предпочтительнее отчитывать подчиненного наедине. Пуб­личное порицание — это очень сильное наказание и к нему надо прибегать в крайних случаях.

2. Вначале необходимо дать возможность провинившемуся объясниться, т.е. изложить факты и обстоятельства, которые привели к плохим результатам. Иногда они могут носить объек­тивный характер и тогда руководитель не попадет в нелепое положение, вынося скоропалительное решение о наказании.

3. Не следует выделять провинившегося из группы наруши­телей. Если два работника совершили одинаковый проступок и руководитель одного из них серьезно наказал, а другого мягко пожурил, то тем самым он продемонстрировал свою необъек­тивность. Ничто не оказывает такое разрушительное влияние на коллектив, как попустительство и необъективность оценок. Это приводит к потере авторитета руководителя и увольнению хороших работников. В результате происходит деградация кол­лектива.

4. Не следует наказывать подчиненных за непреднамеренные ошибки. В этом случае подчиненному надо объяснить, откуда возникла ошибка, к чему привела и что надо сделать, чтобы исправить ее или не допустить в будущем.

При достаточно демократических взаимоотношениях с под­чиненными строгость и требовательность являются обязатель­ными качествами менеджера. Работники ожидают, что с них взыщут за плохую работу. Руководитель должен оправдывать эти ожидания. Надо хвалить за хорошую работу и выносить порицание за плохую. Высшая оценка руководителя со стороны подчиненных: "Он требователен к себе и подчиненным, но все­гда справедлив".

Иногда менеджер может воспользоваться приемом "Неожи­данное решение". Что ожидает обычно от своего начальника провинившийся подчиненный? Наказания. А как относится руководитель к недобросовестному или отстающему работнику? Конечно же, неприязненно и с недоверием. Попробуем отказаться от этих аксиом. Особенно, когда сознаем, что подчиненный сми­рился со своей ролью "неудачника" и не ждет от нас ни дове­рия, ни доброго слова. Окажем ему предпочтение перед другими работниками — дадим ему ответственное поручение, высказав уверенность, что он его выполнит. Такие решения окрыляют подчиненного и он оправдает выданный ему аванс.

"Неожиданное решение" принял Наполеон, когда, проверяя ночью караулы после сражения, застал солдата спящим. Он не наказал его, а взял винтовку и сам стал на пост, сказав, что солдат устал в бою и пусть немного отдохнет, а он постоит вме­сто часового. Подобные решения создали Наполеону огромный авторитет и уважение среди простых солдат.

Известный руководитель Ли Яккока пишет в своей книге "Карьера менеджера" (М.: Прогресс, 1991): "Наиболее осязае­мый способ, каким компания может признать ценность сотруд­ника, — это денежное вознаграждение и продвижение в долж­ности.

Когда же служащего повышают в должности, самая пора уве­личить круг его обязанностей и предъявить ему более высокие требования. Когда он на подъеме, вы вознаграждаете его за уже сделанное и, в то же время, побуждаете сделать даже больше. Всегда следует толкать его вперед, когда он на подъеме, но ни­когда не следует слишком жестко с ним обходиться, когда дела у него не ладятся. Если он расстроен собственной неудачей, вы рискуете таким обращением с ним вовсе выбить его из колеи и лишить всякого желания поправить дело".