Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
Для успешного осуществления деятельности предприятия или организации независимо от отрасли, структурного уровня, вида и целей любой менеджер должен выполнять, по меньшей мере, четыре основные функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами, контроль за деятельностью.
Планирование выбирает направление действий и заранее решает, что должно быть сделано, в какой последовательности, когда и как. Оно должно предвидеть сущность окружающей обстановки в будущем, когда нужно будет реализовывать решение, а также учитывать условия того времени, когда планы составляются.
Планирование включает:
1. Выбор целей и постановку задач организации.
2. Определение микрополитики, проектов, программ, процедур, методов, систем, бюджетов, стандартов, стратегий, необходимых для достижения целей и задач.
Получение прибыли является только одной из целей. Другими сферами, в которых устанавливаются цели, могут быть: становление рынка (положение на рынке), производительность, материальные и финансовые ресурсы, рентабельность, новаторство, улучшение работы менеджеров и исполнителей, отношения между работниками, социальные обязательства и др. Управленческое звено должно устанавливать "оптимальный баланс" между различными целями.
Хотя планирование не может быть полностью отделено и изолировано от деятельности рабочих, оно является настолько неотъемлемой частью работы менеджера, что говорить о менеджменте — значит иметь в виду, прежде всего, планирование. Планирование обеспечивает основу для эффективных действий, исходя из способностей управленческого звена позволяет предвидеть изменения, которые могут помешать организации в достижении ее целей, и подготовиться к ним.
Для того, чтобы планирование было эффективным, оно должно предусматривать ответы, по крайней мере, на шесть вопросов:
1. Что должно быть сделано?
2. Где будет выполняться работа?
3. Когда должна быть выполнена работа?
4. Как она будет выполняться?
5. Почему работа должна быть выполнена?
6. Кто будет выполнять работу?
Все другие функции находятся в зависимости от этой, так как они не будут иметь успеха без глубокого, тщательного и непрерывного планирования. Хорошее планирование также основывается на эффективном исполнении других функций.
Организация деятельности предусматривает:
1. Определение того, какие ресурсы и какие действия необходимы для достижения целей организации.
2. Создание на этой основе дееспособных групп (коллективов предприятий, цехов и др.)
3. Назначение из ряда подчиненных ответственных за выполнение этих задач и передача им прав, необходимых для выполнения порученной работы.
Организовать — значит создать определенную официальную структуру, по которой задания определяются, подразделяются, доводятся, координируются и контролируются. Одним из важнейших элементов, подлежащих структурированию, является конкретная работа, выполняемая в организации. Организация работы должным образом позволяет группе работников достичь значительно большего, чем они могли бы сделать без надлежащей организации.
Другим важным элементом функции организации является определение, кто должен выполнять каждое конкретное задание из множества заданий, существующих в рамках данной организации, в том числе и работу по управлению. Иными словами, необходимо подобрать людей, установить взаимосвязь прав и обязанностей между членами организации, создать рабочие группы, обеспечить межгрупповую деятельность, а также создать систему взаимодействия между различными уровнями организации.
В конечном итоге, функция организации имеет задачей свести в единую производственную схему финансовые, материально-технические, энергетические и людские ресурсы и, используя новейшую технологию, организовать все это таким образом, чтобы добиться от них наибольшей отдачи.
Работа с кадрами — это отбор и прием на работу, подготовка и совершенствование, а также назначение на должность и ориентация людей на благоприятные и продуктивные условия работы. Для этого менеджмент определяет умственные, физические и эмоциональные требования к рабочему месту (анализ работы, ее описание и рабочие инструкции), затем подбирает нужных работников по таким личностным характеристикам, как способности, образование, обучение и опыт, необходимые для выполнения работ. Эта функция также включает стимулирование работников — назначение вознаграждения за эффективно выполненную работу, оценку работников для повышения, перевода или даже увольнения, а также обучение и повышение квалификации работников.
Особое место в работе с кадрами занимает их мотивация. Задача мотивации состоит в том, чтобы все члены организации выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями. Ведь даже самые замечательные планы и совершенная структура организации не дадут нужного эффекта, если кто-то не будет выполнять необходимую работу.
Любой руководитель в каждой организации с древних времен и до наших дней, осознавая это или нет, осуществляет мотивацию. В давние времена для этих целей использовались кнут и угрозы и только для избранных — награды. В XIX веке и в первой половине XX-го (а у нас еще и сейчас) большинство людей сводили мотивацию к материальному вознаграждению в обмен за прилагаемые трудовые усилия. И хотя это приносило и продолжает приносить результаты, следует признать, что чисто экономический подход не может полностью решить проблемы мотивации.
Исследования в области поведенческих наук за последние 50 лет показали, что мотивация к труду происходит из совокупности потребностей, которые постоянно меняются. И современные руководители прекрасно понимают, что эффективно мотивировать своих работников можно только тогда, когда будет установлено, каковы на самом деле эти потребности и обеспечен способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.
Контроль — это определение путей, способов и средств для того, чтобы убедиться, что запланированные результаты действительно достигнуты. Он может быть позитивным и негативным.
Позитивный контроль пытается выявить, достигнуты ли цели организации эффективно и искусно; негативный контроль старается предусмотреть, чтобы не было или не повторялась ненужная и нежелательная деятельность.
В сущности, контроль включает в себя:
1) установление рабочих стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;
2) измерение фактической работы и сравнение ее с установленными стандартами;
3) в случае необходимости (серьезные отклонения от первоначального плана) выбор правильных действий, чтобы привести установленные показатели работы в соответствие со стандартами.
Бели первые две фазы функции контроля выполнены правильно, то руководство организации знает о том, что возникла проблема, знает также и причину этой проблемы и может успешно выполнить третью фазу — предпринять действия для корректировки отклонений.
Нельзя сказать, что одна функция важнее другой — все они необходимы для достижения эффективности организации, однако при различной управленческой деятельности одной или нескольким функциям может отдаваться большее предпочтение, чем другим.
Какова взаимосвязь рассмотренных функций? Они могут выполняться в любой последовательности, порознь или в различном сочетании, но их порядок принято считать следующим: планирование, организация деятельности, работа с кадрами и контроль.
Функции менеджмента выполняются во всех видах организационной деятельности. И вся ответственность за это ложится на плечи менеджеров. Выполняя свои обязанности, менеджеры планируют и организовывают материальные, финансовые и человеческие ресурсы; обеспечивают необходимый штат работников и их мотивацию; руководят, направляют и осуществляют контроль за выполнением работы.
Таким образом, успехи или просчеты организации зависят в значительной части от способности их менеджеров эффективно выполнять управленческие функции.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий