logo
Лекции по менеджменту

Классификация целей менеджмента

Критерии классификации

Группы целей

Период установле­ния

Стратегические Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационны

Научные

Социальные Технические Политические

Структурные

Маркетинговые Инновационные Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность

Особо приоритетные Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного

цикла

Проектирование и создание объекта Рост объекта

Зрелость объект Завершение жизненного цикл объекта

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системно го подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации вида, формы собственности. В качестве удоб­ного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Посредст­вом дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализации подцелей каждого последующего уровня является необходи­мым и достаточным условием достижения цели предыду­щего уровня;

при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их полу­чения;

подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;

фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в за­ранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целен, но и их динамики в ас­пекте развития за определенный период времени. Дина­мическая модель особенно полезна при разработке пер­спективных планов предприятия, реализующих его стра­тегию.