2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
Современные достижения управленческой мысли — результат длительного и сложного эволюционного процесса, который продолжается и сейчас, обновляя и совершенствуя теорию и практику менеджмента. Менеджменту столько лет, сколько и самому человечеству. На заре истории уже появилась необходимость управления в политической, экономической и военной
сферах деятельности. Требовалось поддерживать порядок в обществе, добывать или производить, а затем распределять необходимые для жизни и деятельности ресурсы (оружие, одежда, пища, жилище и т.д.), защищаться от врагов (или нападать).
Древние цивилизации Шумерии, Вавилона, Египта, Ассирии, Персии, Инков и др. уже имели формальную структуру, в которой выделялись уровни управления, а также опытных практиков-управленцев, о чем свидетельствуют их достижения, отдельные из которых нельзя воспроизвести с применением современной технологии.
Древний Египет. Египетские пирамиды (3000...2000 гг. до н.э.) — это не только памятники культуры древних египтян, но и свидетельство их управленческого искусства. Можно удивляться четкости планирования и организации работ, согласованности действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников. При заготовке камня для пирамид использовались методы долгосрочного планирования. Каменные блоки вырубались зимой и весной и маркировались. Для снижения транспортных издержек они перевозились в период разлива Нила и уже на месте строительства подгонялись друг к другу. В памятнике письменности "Поучение Птаххотепа" (2О0О...150О гг. до н.э.) мы встречаем понимание древними египтянами сущности власти, значение стиля и методов руководства. Следующее суждение следует знать и современным менеджерам: "Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".
Древняя Греция. Жители греческих городов, выполняя правительственные контракты, трудились по системе сдельной оплаты. Особое внимание уделялось специализации. Каменщики никогда не готовили свой инструмент. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как всюду преуспеть он не может.
Одно из первых свидетельств понимания управления как особой сферы деятельности и его универсальности встречается у Сократа. Говоря об обязанностях хорошего промышленника,
торговца, военачальника, он показывает, что в сущности они одинаковы: главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний.
Древний Рим. Римская империя испытывала трудности в управлении государством из-за его больших размеров и географической разбросанности. В 284 г. до н.э. император Диоклетиан установил четкую трехуровневую организационную структуру управления, что улучшило управляемость и укрепило империю.
В Римской империи были построены хорошие дороги, отдельные из которых используются и сейчас, что позволило ускорить связь с провинцией и оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая является образцом для современных армий.
Китай. Великая Китайская стена, многочисленные армии, чрезвычайно развитая система дорог, торговля шелком — свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще в 1850 г. до н.э., а текучесть кадров была известна с 400 г. до н.э.
В древние времена управление развивалось на основе опыта, не имея теоретической основы, методом проб и ошибок. Обмен идеями осуществлялся в узком кругу правителей, военных и церковных деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным идеям управления.
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.), итальянский государственный и политический деятель, в своих трудах попытался вывести законы государственной власти. Он был первый, кто исследовал, как получить, удержать и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате "Государь".
Макиавелли отмечал, что успех в управлении в значительной степени зависит от ближайших помощников: "Об уме правителя, первым делом, судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключают соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников".
Для того же, чтобы узнать плох или хорош помощник, Макиавелли советует: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя.
Но и государь, со своей стороны, должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых..." [16].
Римская католическая церковь является ярким примером рациональной организации управления. Она эффективно управлялась в давние времена и столь же успешно действует и теперь, являясь более "современной", чем структуры многих сегодняшних организаций. Она отличается сильной централизованной и в то же время простой административно-ответственной системой взаимоотношений. Ее можно считать уникальной организацией в части выживаемости и продолжительности существования.
Россия. Наибольшего расцвета Российское государство достигало при умных и энергичных правителях, умело использующих власть и законы во благо отечества. Так было в древней Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, которые сумели объединить и укрепить страну, прославились многими победами и подняли международный авторитет государства на небывалую высоту. Они совершенствовали законы и поощряли торговлю.
Так было и при Петре I. Проведенные им реформы армии, государственного и хозяйственного управления, его знаменитые указы свидетельствуют о незаурядности и управленческом таланте их автора.
Книга начальника главных заводов Сибири и Урала В.И. Геннина является интересным образцом управленческой мысли того времени. В ней автор касается различных проблем управления, актуальных и в наши дни: качества управленцев, перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и др.
В.И. Геннин пишет, что "...управителю надлежит быть доброму, радетельному и трудолюбивому, трезву, и который бы к своей безумной корысти не прилежал, и тщание имел, и к делам был понятен, и содержал бы над мастерами добрую команду, чтоб оные в указанные часы всяк был при своем деле" [6]. Приведенный перечень качеств важен и для современного руководителя, хотя его можно и продолжить. В нем упор делается как на профессиональные качества ("к делам был понятен"), так и на организаторские способности (подобрать команду), и личные качества (заботливость, трудолюбие, трезвость, прилежание).
О вреде рапортомании можно судить из другого источника тех времен, а не только из современных примеров: "Когда начальство вместо настоящих дел занимается одними рапортами о получении и исполнении указов, ответами и объяснениями — сие правление по существу и течению дел доказывает происходящий от него вред... Все остается на одних бумагах" [6].
Таким образом, практическое управление старо как мир, однако идеи менеджмента как научной дисциплины, профессии, области исследований — относительно новы.
Менеджмент был признан самостоятельной областью деятельности только в начале XX века.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий