logo
Лекции по менеджменту

7. Требования к современным менеджерам

Непрофессионализм в управлении — врожденная болезнь со­циалистической системы. Наличие партийного билета позволяло занимать различные посты вне зависимости от полученных зна­ний, деловых качеств, нравственных устоев. В течение десяти­летий у нас господствовал принцип подбора кадров, выдвинутый Сталиным еще в двадцатые годы: "Необходимо подобрать ра­ботников так, чтобы на постах стояли люди, умеющие осуще­ствлять директивы, могущие понять директивы, могущие при­нять эти директивы как свои родные и умеющие проводить их в жизнь".

Наша управленческая отсталость — также и результат ис­кусственной замкнутости социалистического лагеря. Мы нахо­дились в изоляции, а в передовых странах рыночной экономи­ки в конце 30-х, 40-е и 50-е годы проходила менеджерская ре­волюция. На арену вышел, а у нас сейчас должен выйти, новый тип руководителя. Это фигура совершенно альтернативная все­му тому, что было у нас ранее. Он должен быть ориентирован:

— на экономическую целесообразность, а не на политизацию;

— на здравый смысл, а не на мнение вышестоящего начальства;

— на человека труда, на его нужды и запросы в действитель­ности, а не на лозунги;

— на производство товара, а не продукции.

Менеджмент как специфический вид деятельности требует особых качеств от человека. Можно быть прекрасным специалистом в своей отрасли и никудышным менеджером. Однако составить полный перечень качеств, необходимых менеджеру, практически невозможно. А если это и сделать, то где найти человека, который отвечал бы всем этим качествам?

Ведь зачастую успешно работающие менеджеры обладают раз­личными качествами, иногда противоположными.

И, тем не менее, следующие пять качеств предлагается учи­тывать как положительные факторы при подборе и назначении менеджеров.

1. Ум. Однако это не значит, что менеджеры должны быть умнее каждого своего подчиненного. Они просто должны обла­дать определенным интеллектом, чтобы раскрыть и развить свои управленческие способности. Значит, ум больше является отра­жением способностей обучаться, чем знаний.

2. Образование, включая успеваемость и положение в учебном заведении, и лидерские способности во внеклассной деятельности. Многочисленные исследования показали явную взаимосвязь между отличными оценками, опытом общественной работы и служебным ростом. Встречались, однако, и исключения.

3. Широкие интересы, широкая эрудиция, высокий уровень культуры. Обычно менеджеры высшего уровня имеют более широкие интересы (от личных увлечений до общественной дея­тельности). Это позволяет им шире и всесторонне рассматри­вать проблемы и находить нестандартные решения.

4. Определенные личные качества, особенно умение ладить с людьми. Отсутствие его — главная причина управленческих неудач. Исследование большого числа организаций показало, что на одного менеджера, потерпевшего неудачу из-за недостатка технических знаний приходится семь менеджеров, не сумевших эффективно управлять из-за своего характера. Среди других личных качеств отмечаются: уверенность в себе, чувство соб­ственного достоинства, терпимость, стремление к новому, чест­ность, физическое здоровье, психологическая устойчивость.

5. Способность самостоятельно решать личные проблемы во внерабочее время.

Знания, необходимые менеджеру: теория и практика менед­жмента, вопросы маркетинга, экономические дисциплины, организация производства, техника и технология производства, пси­хология и этика управления, достижения мировой и националь­ной культуры, основы ораторского искусства и педагогики, за­конодательство, охрана окружающей среды и др. Навыки, необ­ходимые менеджеру, делятся на четыре группы (см. рис).