5. Процессный, системный и ситуационный подходы
В соответствии с процессным подходом (1950 г.-наст. время)
управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция также является процессом, в свою очередь, состоящим из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций.
Начиная с А. Файоля, различные авторы дают разные перечни управленческих функций. Они включают: планирование, организацию, распорядительство, координацию, мотивацию, руководство, контроль, подбор персонала, обучение персонала, коммуникацию, исследование, принятие решений, представительство и ведение переговоров.
Объединяя различные виды управленческой деятельности применительно ко всем организациям, можно считать, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, работы с кадрами и контроля.
Эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Все функции требуют принятия решения и для всех их необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия решения.) В общем виде функции управления рассмотрены ниже в одноименном разделе.
Общим недостатком предыдущих школ и подходов было то, что они концентрировали внимание на каком-то одном важном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результат многих факторов. Серьезная попытка ликвидировать этот недостаток предпринята в рамках системного и ситуационного подходов. По мнению специалистов, их влияние на теорию и практику управления велико и будет расти в будущем.
Сторонники системного подхода (конец 50-х годов-наст. время) рассматривают организацию как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и в качестве главного условия достижения максимальной эффективности считают их согласованное функционирова -ние.)Этот подход опирается на общую теорию систем, которая вначале была применена в технике и по отношению к биологическим организмам. Станки, машины, телевизоры, агрегаты, компьютеры — все это примеры систем. Они состоят из множества взаимозависимых элементов. (§сли хотя бы один из них перестанет работать, вся система будет давать сбой Например, проржавевший проводок у аккумулятора не подаст ток в электросистему автомобиля и последний не сдвинется с места.
Различаются два вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система изолирована от Внешней среды, т.е. не обменивается с ней информацией и энергией, открытая же система получает извне энергию, информацию, материалы, преобразует это "сырье" и выдает конечный продукт (продукция, услуги, информация) снова во внешнюю среду.
Открытая система способна приспосабливаться к изменениям внешней среды. Закрытая же система, не будучи связанной с внешней средой, движется к дезорганизации и разрушению.
Каждая организация представляет собой открытую систему, состоящую из подсистем (рис. 3). Подразделения, отделы, службы, уровни управления — все это подсистемы. В свою очередь, они могут состоять из более мелких подсистем. А так как все они взаимозависимы, то неправильное функционирование хотя бы одной из них окажет отрицательное воздействие на работу всей организации.
Рис. 3. Основные элементы организации как открытой системы
Внешняя среда для организации состоит из объектов, прямо или косвенно влияющих на нее (покупатели, поставщики, конкуренты и др.).Изменения во внешней среде постоянно воздействуют на организацию и она постоянно приспосабливается к этим изменениям.
Сущность ситуационного подхода (конец 60-х годов-наст. время) состоит в необходимости учета конкретных обстоятельств (конкретной ситуации в конкретной организации в данное конкретное время). Делая так, руководители лучше уясняют, какие методы и приемы необходимо использовать для достижения целей организации.
Ситуационный подход, так же как и системный, не отрицает ранее сложившиеся школы, как это делали представители этих школ, утверждая свое направление. Он объединяет их, рассматривая как важные, но не во всех случаях верные подходы. И если системный подход указывает на то, что организация состоит из многих взаимозависимых элементов и является открытой системой, но конкретно не определяет основные факторы и условия внутри и вне организации, влияющие на эффективность управления, то ситуационный подход, являясь логическим про-должением системного, концентрирует внимание на этих факторах и их влиянии на деятельность организации.
Нельзя определить все факторы, влияющие на организацию. Но для практических целей менеджеры могут рассматривать наиболее значимые из них (немногим более десятка), которые можно разделить на две группы: факторы внутренней и внешней среды. Эти факторы наглядно показаны на рис. 4.
Рис. 4. Модель влияния на организацию факторов внутренней и внешней среды
Ситуационные факторы внутри самой организации:
• цели;
• структура;
• задачи;
• технология;
• кадры.
Цели — это желаемый результат, к которому стремится группа, работая вместе. Руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Это весьма важный процесс, поскольку он дает возможность знать всем, к чему следует стремиться.
Структура организации — это взаимоотношения подразделений и уровней управления, построенные таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Структурой закрепляются разделение труда, процессы координации, контроля и др. )
Задачи. Задача — это предписанная работа, которую необходимо выполнить установленным способом в установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а должности. Ца основе решения о структуре, каждая должность включает ряд задач, каждая из которых является составной частью общего вклада в достижение целей организации.
Технология и задачи тесно связаны. Выполнение задачи предусматривает использование конкретной технологии как способа преобразования ресурсов, поступающих на входе, в конечный результат на выходе (рис. 4).
Кадры. Никакая технология не будет полезной и никакая задача не будет выполнена без сотрудничества людей. Значит люди — центральный фактор в любой модели управления, включая и ситуационный подход! Поэтому менеджеры должны хорошо понимать различные аспекты человеческой переменной: индивидуальные особенности людей, поведение людей в группах, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на поведение подчиненных.
Факторы внешней среды прямого воздействия:
• поставщики;
• потребители;
• конкуренты;
• законы;
• государственные органы.
Поставщики. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ее необходимыми ресурсами, является наиболее ярким примером прямого воздействия среды на
деятельность организации. Ее эффективность во многом определяется своевременным и на приемлемых условиях обеспечением энергетическими, материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Законы и государственные органы. Организации должны соблюдать законы своей страны и требования органов государственного управления, которые находят выражение в налоговой, ценовой, кредитно-финансовой политике и др.
Потребители. Выживание организации и ее эффективная деятельность зависят от способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Потребители определяют почти все, что относится к результатам деятельности организации, поскольку они решают, какие товары и услуги и по какой цене для них предпочтительны.
Конкуренты. Этим фактором нельзя пренебрегать и его невозможно оспаривать. Если не удовлетворять запросы потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то предприятие может разориться. В условиях рынка, зачастую, не потребители, а конкуренты определяют, что можно продать и какую цену запросить.
Факторы внешней среды косвенного воздействия:
• технология;
• состояние экономики;
• социокультурные и политические факторы;
• взаимоотношения с местным сообществом.
Технология является одновременно фактором внутренней и внешней среды организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность все организации должны быстро отзываться на новые технологические разработки.
Состояние экономики. Руководство должно предвидеть изменения состояния экономики в стране и в мире, уметь оценить степень влияния этих изменений на деятельность организации и действовать таким образом, чтобы максимально снизить влияние отрицательных последствий и с наибольшим эффектом использовать положительные изменения.
Социокультурные факторы. Установки, жизненные ценности и традиции той культурной среды, где функционирует организация, безусловно, влияют на нее и должны учитываться в деятельности организации.
Политические факторы. Руководство организации должно уметь прогнозировать и учитывать политическую обстановку. Например, политические изменения могут привести как к благоприятным условиям для иностранных инвесторов, так и наоборот. Установление дипломатических отношений с другими странами может открыть новые рынки сбыта и источники сырья.
Отношения с местным сообществом — важнейший фактор косвенного воздействия внешней среды. Руководство организацией должно прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местной властью. Это может выражаться в финансировании школ и учреждений культуры, улучшении социальной инфраструктуры, благотворительной деятельности, поддержке молодых талантов и т.д.
Отмеченные факторы внешней среды в той или иной мере воздействуют на все организации. Факторы внешней среды организаций, имеющих международные связи, отличаются повышенной сложностью.
Информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на последнем этапе процесса управления - преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление и т.д.) используются меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета и убеждения и т.д. Все они направлены на то, чтобы преодолеть сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и в конечном счете - решить проблему, стоящую перед организацией.
Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений. Это может вызвать повторное рассмотрение процедур, что показано в виде линий обратной связи на рис.
Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Эффективность же этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий