logo
Лекции по менеджменту

Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность

Делегирование в контексте менеджмента означает передачу задач ме­неджмента и управленческих полномочий сверху вниз лицу (или груп­пе лиц), которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование — это инструмент, с помощью которого менеджеры распределяют между сотрудниками задачи, необходимые для выпол­нения ради достижения цели. Речь идет о задачах, поставленных пе­ред менеджерами в соответствии с вертикальным разделением труда, прежде всего о выполнении общих и фоновых функций менеджмента. Если задача, или работа, или операция такого рода не делегирована вниз, то менеджер должен будет выполнять ее сам.

Первоначально целью делегирования является разгрузка выше­стоящих руководителей. Но у процесса делегирования есть и другие позитивные последствия. Повышается дееспособность нижестоящих звеньев, социальная привлекательность труда, вовлеченность и заин­тересованность сотрудников в достижении целей организации. При правильном делегировании полномочий менеджеры первой линии и рядовые сотрудники начинают отождествлять свои личные цели с це­лями организации.

Делегирование предполагает баланс полномочий и ответственности.

Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право совершать действия, принимать решения, направлять усилия работников на выполнение определенных задач.

«Ограниченное право» означает, что должны существовать преде­лы и границы полномочий. Эти пределы должны быть зафиксирова­ны в нормативных документах или переданы подчиненному устно, но непосредственным начальником.

Если лицо, которому переданы полномочия, в своих действиях выхо­дит за эти пределы, то это означает, что оно превысило свои полномочия.

Чем выше должность, тем шире полномочия.

Значительная часть полномочий руководителя определяется мо­ральными установками и традициями общества, в котором действует организация. Руководители не могут делегировать полномочия, которые

противоречат законам или культурным традициям. Например, руко­водитель не имеет права сознательно делегировать обязанности, исполнение которых может привести к травмам сотрудников. Если в обществе не принято давать взятки, то делегировать полномочия по даче взяток нельзя. Делегирование таких полномочий означает откло­нение от принятых норм поведения.

Организационные полномочия могут быть линейными и аппаратны­ми (штабными).

Линейные полномочия передаются непосредственно от начальни­ка к подчиненному и далее к другим подчиненным (сверху вниз). Они позволяют руководителю направлять усилия своих подчиненных на достижение целей подразделения или организации.

Делегирование линейных полномочий формирует иерархию уров­ней управления в организации. Процесс создания иерархии называет­ся скалярным процессом (от лат. scalarisлестничный, ступенчатый). Иерархия организации в целом называется скалярной цепью, или це­пью команд.

Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате цепь команд обеспечивают координацию деятельности. Если сотруд­ник сталкивается с проблемой, то он точно знает, к кому обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить ре­шение, то эта проблема передается по цепи команд наверх упорядочен­ие. Все участники цепи команд точно знают, кто и что может делать.

По мере усложнения внешней среды организации и связей с ней воз­никает необходимость выполнять множество специфических действий. Линейные руководители не могут быть достаточно компетентными по всем вопросам, связанным с деятельностью организации. Поэтому в организации создается административный аппарат (штаб) в виде спе­циалистов или подразделений, выполняющих те функции, с которыми не могут справиться линейные руководители.

Аппаратные (штабные) полномочия представляют собой право сове­товать, помогать или предписывать линейным руководителям и штаб­ному персоналу выполнение действий по специальным вопросам, вхо­дящим в компетенцию конкретного аппаратного подразделения.

По широте аппаратные полномочия нарастают от рекомендатель­ных, через обязательные согласования и параллельные полномочия, к функциональным полномочиям.

Рекомендательные полномочия сводятся к консультированию ли­нейного руководства, которое может обратиться за советом к аппарат-