Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
Делегирование в контексте менеджмента означает передачу задач менеджмента и управленческих полномочий сверху вниз лицу (или группе лиц), которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование — это инструмент, с помощью которого менеджеры распределяют между сотрудниками задачи, необходимые для выполнения ради достижения цели. Речь идет о задачах, поставленных перед менеджерами в соответствии с вертикальным разделением труда, прежде всего о выполнении общих и фоновых функций менеджмента. Если задача, или работа, или операция такого рода не делегирована вниз, то менеджер должен будет выполнять ее сам.
Первоначально целью делегирования является разгрузка вышестоящих руководителей. Но у процесса делегирования есть и другие позитивные последствия. Повышается дееспособность нижестоящих звеньев, социальная привлекательность труда, вовлеченность и заинтересованность сотрудников в достижении целей организации. При правильном делегировании полномочий менеджеры первой линии и рядовые сотрудники начинают отождествлять свои личные цели с целями организации.
Делегирование предполагает баланс полномочий и ответственности.
Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право совершать действия, принимать решения, направлять усилия работников на выполнение определенных задач.
«Ограниченное право» означает, что должны существовать пределы и границы полномочий. Эти пределы должны быть зафиксированы в нормативных документах или переданы подчиненному устно, но непосредственным начальником.
Если лицо, которому переданы полномочия, в своих действиях выходит за эти пределы, то это означает, что оно превысило свои полномочия.
Чем выше должность, тем шире полномочия.
Значительная часть полномочий руководителя определяется моральными установками и традициями общества, в котором действует организация. Руководители не могут делегировать полномочия, которые
противоречат законам или культурным традициям. Например, руководитель не имеет права сознательно делегировать обязанности, исполнение которых может привести к травмам сотрудников. Если в обществе не принято давать взятки, то делегировать полномочия по даче взяток нельзя. Делегирование таких полномочий означает отклонение от принятых норм поведения.
Организационные полномочия могут быть линейными и аппаратными (штабными).
Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным (сверху вниз). Они позволяют руководителю направлять усилия своих подчиненных на достижение целей подразделения или организации.
Делегирование линейных полномочий формирует иерархию уровней управления в организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом (от лат. scalaris — лестничный, ступенчатый). Иерархия организации в целом называется скалярной цепью, или цепью команд.
Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате цепь команд обеспечивают координацию деятельности. Если сотрудник сталкивается с проблемой, то он точно знает, к кому обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается по цепи команд наверх упорядочение. Все участники цепи команд точно знают, кто и что может делать.
По мере усложнения внешней среды организации и связей с ней возникает необходимость выполнять множество специфических действий. Линейные руководители не могут быть достаточно компетентными по всем вопросам, связанным с деятельностью организации. Поэтому в организации создается административный аппарат (штаб) в виде специалистов или подразделений, выполняющих те функции, с которыми не могут справиться линейные руководители.
Аппаратные (штабные) полномочия представляют собой право советовать, помогать или предписывать линейным руководителям и штабному персоналу выполнение действий по специальным вопросам, входящим в компетенцию конкретного аппаратного подразделения.
По широте аппаратные полномочия нарастают от рекомендательных, через обязательные согласования и параллельные полномочия, к функциональным полномочиям.
Рекомендательные полномочия сводятся к консультированию линейного руководства, которое может обратиться за советом к аппарат-
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий