logo
Лекции по менеджменту

Неформальная структура коллектива

В любой организации помимо официальной структуры воз­никает неформальная (неофициальная) структура. Между людьми протягиваются невидимые нити, которые невозможно отразить штатным расписанием или показать на организационно-управ­ленческой схеме. Эти отношения могут оказаться более влия­тельными, чем формальные отношения.

Между людьми возникает или психологическая близость (сим­патия, уважение, дружба), помогающая работе коллектива, или отрицательные эмоциональные отношения (антипатия, неуваже­ние, пренебрежение, вражда), могущие препятствовать успеху дела. Ведь известно, что внутригрупповые конфликты зарождаются в неформальной структуре, затем переходят в сферу формальных отношений, выбивая рабочую группу из нормального русла.

Организация рамками производственных задач не может удов­летворить всю широту интересов людей. Ведь у человека суще­ствуют потребности в общении, признании, взаимной симпатии, выявлении общих интересов и увлечений. Это и служит той питательной средой, на которой в производственных коллекти­вах образуются малые неформальные группы. Они состоят, как правило, из 2...5, иногда более человек. Эти люди стремятся к тесным личным контактам не только в деловых вопросах, но и вне работы, сохраняя при этом некоторую замкнутость (психо­логический барьер) по отношению к другим членам коллектива.

Примером неформальных групп могут служить компании рыболовов, охотников, любителей музыки, спорта, туризма и т.д. Они не нуждаются в какой-то регламентации со стороны администрации, а сами прекрасно решают свои внутригруппо­вые задачи. И тем не менее, руководитель обязан способство­вать деятельности подобных неформальных групп с положитель- ной направленностью: выделять транспорт, уделять внима­ние, помогать им материально, прислушиваться к их нуждам и запросам.

Важнейшим свойством неформальных групп является нали­чие лидера — неформального руководителя группы. С его лич­ностью идентифицируется система принимаемых группой норм и ценностей.

Руководитель коллектива должен знать его неформальную струк­туру, лидеров и через них, устанавливая с ними хорошие деловые отношения, влиять положительно на работу организации.

Выявить неформального лидера не всегда бывает просто. Не­обходимо это делать по тем функциям, которые он выполняет в группе:

1. Наблюдение за исполнением и помощь другим исполнителям.

2. Определение групповых целей, сроков и методов их дости­жения.

3. Функции эксперта, т.е. к нему обращаются за помощью и оценкой работы.

4. Представительство во внешней среде.

5. Регулирование отношений внутри группы. Лидер — судья при всевозможных конфликтах.

6. Лидер, — источник групповых ценностей и норм. В нем они проявляются наиболее ярко.

7. Лидер — эмоциональный центр группы. Он является фо­кусом положительных эмоций (вовремя сказанной или поддер­жанной шуткой он может снять нервное напряжение или уста­лость), а также мишенью для разрядки отрицательных эмоций (именно к нему обращаются за помощью и сочувствием в труд­ных ситуациях, зная, что этот человек всегда поможет).

Встречаются неформальные группы с отрицательной направ­ленностью, у которых выработались нормы, ценности и уста­новки, противоречащие общепринятым нормам. К таким груп­пам относятся любители выпить, расхитители общественной собственности. Они могут свести на нет усилия руководителя по становлению коллектива, налаживанию дисциплины, создают об­становку круговой поруки.

Выявив такую группу, необходимо удалить лидера, после чего она распадется сама собой.

Оптимальным состоянием коллектива будет такое, когда фор­мальная и неформальная его структуры совпадают, т.е. когда официальными руководителями являются самые авторитетные члены группы. В этом случае официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами неформальных групп: теплыми дружескими контак­тами, дружелюбием и взаимной симпатией, готовностью к со­действию и взаимопомощи.

Как воспринимаются существующие в группе нормы и цен­ности вновь вступающим в группу индивидом? Существует так называемый феномен группового давления или конформизм. Люди бывают конформные и нонконформные.

Конформный человек легко поддается давлению группы, что проявляется в изменении его первоначальных поведения и ус­тановок в соответствии с позицией большинства.

Нонконформный человек проявляет независимость суждений, самостоятельность позиции, устойчивость к групповому давле­нию. Специальные исследования показали, что около 40% уча­стников проиллюстрировали конформное поведение. Все испы­туемые утверждали, что мнение большинства "давит" весьма сильно и даже нонконформные люди признались, что противо­стоять мнению группы очень тяжело.

Менеджеру следует использовать психологический "феномен" группового давления в воспитательных целях через обществен­ное мнение.