Неформальная структура коллектива
В любой организации помимо официальной структуры возникает неформальная (неофициальная) структура. Между людьми протягиваются невидимые нити, которые невозможно отразить штатным расписанием или показать на организационно-управленческой схеме. Эти отношения могут оказаться более влиятельными, чем формальные отношения.
Между людьми возникает или психологическая близость (симпатия, уважение, дружба), помогающая работе коллектива, или отрицательные эмоциональные отношения (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда), могущие препятствовать успеху дела. Ведь известно, что внутригрупповые конфликты зарождаются в неформальной структуре, затем переходят в сферу формальных отношений, выбивая рабочую группу из нормального русла.
Организация рамками производственных задач не может удовлетворить всю широту интересов людей. Ведь у человека существуют потребности в общении, признании, взаимной симпатии, выявлении общих интересов и увлечений. Это и служит той питательной средой, на которой в производственных коллективах образуются малые неформальные группы. Они состоят, как правило, из 2...5, иногда более человек. Эти люди стремятся к тесным личным контактам не только в деловых вопросах, но и вне работы, сохраняя при этом некоторую замкнутость (психологический барьер) по отношению к другим членам коллектива.
Примером неформальных групп могут служить компании рыболовов, охотников, любителей музыки, спорта, туризма и т.д. Они не нуждаются в какой-то регламентации со стороны администрации, а сами прекрасно решают свои внутригрупповые задачи. И тем не менее, руководитель обязан способствовать деятельности подобных неформальных групп с положитель- ной направленностью: выделять транспорт, уделять внимание, помогать им материально, прислушиваться к их нуждам и запросам.
Важнейшим свойством неформальных групп является наличие лидера — неформального руководителя группы. С его личностью идентифицируется система принимаемых группой норм и ценностей.
Руководитель коллектива должен знать его неформальную структуру, лидеров и через них, устанавливая с ними хорошие деловые отношения, влиять положительно на работу организации.
Выявить неформального лидера не всегда бывает просто. Необходимо это делать по тем функциям, которые он выполняет в группе:
1. Наблюдение за исполнением и помощь другим исполнителям.
2. Определение групповых целей, сроков и методов их достижения.
3. Функции эксперта, т.е. к нему обращаются за помощью и оценкой работы.
4. Представительство во внешней среде.
5. Регулирование отношений внутри группы. Лидер — судья при всевозможных конфликтах.
6. Лидер, — источник групповых ценностей и норм. В нем они проявляются наиболее ярко.
7. Лидер — эмоциональный центр группы. Он является фокусом положительных эмоций (вовремя сказанной или поддержанной шуткой он может снять нервное напряжение или усталость), а также мишенью для разрядки отрицательных эмоций (именно к нему обращаются за помощью и сочувствием в трудных ситуациях, зная, что этот человек всегда поможет).
Встречаются неформальные группы с отрицательной направленностью, у которых выработались нормы, ценности и установки, противоречащие общепринятым нормам. К таким группам относятся любители выпить, расхитители общественной собственности. Они могут свести на нет усилия руководителя по становлению коллектива, налаживанию дисциплины, создают обстановку круговой поруки.
Выявив такую группу, необходимо удалить лидера, после чего она распадется сама собой.
Оптимальным состоянием коллектива будет такое, когда формальная и неформальная его структуры совпадают, т.е. когда официальными руководителями являются самые авторитетные члены группы. В этом случае официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами неформальных групп: теплыми дружескими контактами, дружелюбием и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи.
Как воспринимаются существующие в группе нормы и ценности вновь вступающим в группу индивидом? Существует так называемый феномен группового давления или конформизм. Люди бывают конформные и нонконформные.
Конформный человек легко поддается давлению группы, что проявляется в изменении его первоначальных поведения и установок в соответствии с позицией большинства.
Нонконформный человек проявляет независимость суждений, самостоятельность позиции, устойчивость к групповому давлению. Специальные исследования показали, что около 40% участников проиллюстрировали конформное поведение. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства "давит" весьма сильно и даже нонконформные люди признались, что противостоять мнению группы очень тяжело.
Менеджеру следует использовать психологический "феномен" группового давления в воспитательных целях через общественное мнение.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий