Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
Проблемы подготовки предприятий к рыночным условиям связаны со сложностью перестройки управления, которая требует настойчивости, целеустремленности, высокого уровня организации и относительно длительного времени. Эту работу могут выполнить только руководители, владеющие навыками организации производства и, прежде всего, самого себя.
Организация деятельности в общем виде — это соединение трудовых и производственных ресурсов, т.е. установление необходимых действий, создание дееспособных групп, назначение ответственных за выполнение задач, передача им необходимых прав.
Эффективная организация труда руководителя предусматривает установление и разъяснение подчиненным целей деятельности организации в целом и отдельных частей, разумное делегирование обязанностей и полномочий, планирование своего труда и согласование деятельности с трудом подчиненных, обеспечение выполнения плана работы, организацию рабочего места, оптимизацию условий и режима труда.
Эффективная организация труда подразумевает, прежде всего, рациональное использование времени руководителем. Как работают хорошие менеджеры?
Постановка цели. В любом деле, чтобы добиться успеха, нужно, прежде всего, четко сформулировать цели, причем, не только главную, но и цели более низкого уровня (подразделений, отдельных работников), т.е. построить "дерево целей", убедить в их правильности подчиненных и предоставить им широкую свободу действий в рамках выработанных целей — в этом случае каждый работник будет проявлять инициативу, поиск более совершенных приемов выполнения любой работы. Нам же предписывались не цели, а что, когда и как делать, что не позволяло проявлять инициативу.
Планирование труда. Для руководителя очень важно правильно организовать свою работу, распределить время на решение перспективных и текущих задач, определить важные и срочные работы, создать условия для спокойной творческой деятельности коллектива.
Основой любого труда является его планирование. Учеными установлено, что время, затраченное на планирование, многократно окупается временем, сэкономленным при выполнении работ. Ведь если руководитель хочет добиться личного успеха, он должен работать в полную силу своих способностей. Хорошо, если руководитель четко спланировал свою карьеру на все время работы и каждый последующий период вытекает из общего плана и общей цели. Планирование дел на неделю (или более длительный период) помогает рационально распределять время, определить приоритеты, выбрать наиболее важные дела и для их решения выделить необходимое время, лучше — начало недели. Остальные распределить по другим дням, причем оставляется в плане время для выполнения неожиданных срочных дел.
Кроме недельного, обязательно составляется ежедневный план работы. Планируются основные элементы работы (прием посетителей, совещания, отчеты перед вышестоящим руководством, посещение производственных подразделений, встречи с подчиненными на их рабочих местах и др.), и здесь руководитель строго придерживается распорядка. Однако решение задач, которые выполняет только руководитель, можно не так строго регламентировать, не охватывать планом весь бюджет времени. Рекомендуется не планировать более трех первостепенных и более десяти дел в день. Наиболее важные и сложные, а также наименее приятные дела следует планировать на наиболее благоприятное время суток — время повышенной работоспособности.
Если руководитель назначает встречу с подчиненными, то каждому из них необходимо сообщить, по какому вопросу он их вызывает. Это позволит подобрать необходимые материалы, подготовиться. Кроме того, не следует приступать к выполнению новой задачи до завершения предыдущей. Если вы вынуждены были прерваться, следует возвратиться к незавершенному делу. Значительное количество времени можно сэкономить, если стандартизировать технику приема подчиненных и требовать, чтобы излагали суть дела и в определенном порядке, например: суть проблемы, препятствия на пути решения, конкретные предложения.
Делегирование полномочий. Власть, как и деньги, может быть сохранена, приумножена или растрачена. Делегирование полномочий — это процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ними, тем самым приумножая свою власть.
Единственный способ управлять сложной организацией состоит в том, что менеджер оставляет за собой координацию главных работ, передавая другим права по осуществлению менее значительных задач. Чем большее число людей будет обладать
правом принимать решения от имени руководителя, тем больший объем работ он сможет выполнить.
Прежде, чем использовать свои права с целью расширения их сферы, необходимо: полностью оценить свои права, изучить выгоды и риск, связанные с передачей части своих полномочий, узнать все, что можно, о способностях и характере каждого из подчиненных, использовать передачу части полномочий как метод стимулирования подчиненных; практиковать передачу части полномочий при каждой возможности, установить надежные методы отчета и контроля.
Риск, связанный с передачей власти, настоятельно требует не допускать к власти тех, кто ею злоупотребляет.
Существует много оснований для делегирования:
1. Делегирование позволяет руководителю достичь большего, чем если бы он пытался выполнить всю работу сам. Кроме того, оно позволяет концентрировать свою энергию на наиболее важных первоочередных задачах.
2. Делегирование позволяет подчиненным полнее использовать свои знания и опыт, расти и совершенствоваться.
3. Делегирование необходимо, поскольку руководитель не всегда обладает знаниями, нужными для принятия решений. Он может видеть "картину крупным планом", но не знать деталей проблемы, чтобы сделать правильный выбор.
4. Принятие решений на более низких уровнях будет способствовать быстрейшему их выполнению.
Все это укрепляет уверенность подчиненных в своих способностях, повышает чувство удовлетворенности работой.
Однако существует немало причин, препятствующих делегированию полномочий:
1. Руководители чувствуют себя более уверенно, если они сами принимают решения, полагая, что их подчиненные распорядятся не лучшим образом, или не способны, или избегают ответственности.
2. Руководитель не догадывается, что с некоторыми заданиями вполне справятся и подчиненные.
3. Сосредоточив полномочия, руководитель обеспечивает себе полную занятость, но при этом упускает многие возможности работы над развитием организации.
4. Руководители опасаются, что подчиненные будут выполнять задания настолько эффективно, что это повредит их репутации и будет угрожать их собственному положению.
Иногда подчиненные отказываются от делегированных полномочий из-за неуверенности, опасаясь ответственности и критики.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий