logo
Лекции по менеджменту

Цели и функции менеджмента Миссия организации

Одной из главных задач менеджмента является уста­новление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целост­ная система.

Целеполагание - это исходный момент в де­ятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономи­ки. В результате разгосударствления и демонополизации законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличи­вается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со ста­дии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты и несущие всю полноту ответственности за результаты.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существо­вания. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия, декларир­уются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важ­ных характеристик организации.

В прежних условиях хозяйствования наши предприя­тия не определяли свою миссию, так как при централи­зованном управлении цели и задачи каждого управляе­мого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выде­ленных центральными органами ресурсов. Сейчас всту­пающие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъек­тов. Среди них - обнародование миссии организации,

дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, об­щества в целом.

Наукой менеджмента не выработаны какие-либо уни­версальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разно­образных подходов к определению миссии и к ее содер­жанию, отражающие оценку роли и значения организа­ции, в первую очередь, со стороны руководителей, при­нимающих решения. Центральным моментом миссии яв­ляется ответ на вопрос: какова главная цель организа­ции? На первом месте должны стоять интересы, ожида­ния и ценности потребителей (покупателей производи­мой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании "Форд" - как предостав­ление людям дешевого транспорта. В ней четко обозна­чена область деятельности компании - транспорт, потре­бители продукции - люди, а также ориентация на широ­кий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.

Пример другого подхода к формулированию миссии как философии компании приведен в табл. Здесь в центре внимания находится качество - понятие, которое раскрывается с самых разных сторон, давая представ­ление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы и отношений между людьми.