logo
Лекции по менеджменту

3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля

Бурное развитие производительных сил во второй половине девятнадцатого века, технический прогресс и машинное произ­водство требовали четкой организации, стандартизации и уни­фикации производственных процессов. Постепенно сформирова­лось понимание, что организацией необходимо управлять систе-матизированно на основе научного подхода.

Классификация подходов, характеризующих развитие менед­жмента как науки в историческом аспекте схематически пока­зана на рис. 2.

Рис. 2. Школы и подходы в развитии науки управления

Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения раз­личных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.

Первый подход включает четыре школы: научного управле­ния, административную или классическую, человеческих отно­шений и поведенческих наук, количественных методов. Авто­ры и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти шко­лы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие ме­неджмента. Самые современные организации с успехом исполь­зуют положения и рекомендации данных школ. Однако практи­ка и более поздние исследования показали, что многие управ­ленческие концепции были лишь частично верными и могли

использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересека­ются в вопросах теории и практики и в рамках одной организа­ции встречаются элементы всех школ.

Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основополож­ником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он пер­вый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".

Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций руч­ного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:

1. Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы орга­низации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

5. Использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.

После издания этой книги понятие "научное управление" начало широко распространяться во всем мире, в том числе и в России. Становление научного управления связано также с ра­ботами Френка и Лилии Гилберт и Генри Ганнта.

Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от факти­ческого выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что органи­зация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.

Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятель­ной областью научных исследований.

Если работы сторонников научного управления касались по­вышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением адми­нистративной (классической) школы специалисты начали ра­ботать над совершенствованием управления организацией в це­лом.

Анри Файоль (1841-1925 гг.), с именем которого связано воз­никновение этой школы, в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из са­мых процветающих концернов, известным своими управленчес­кими, техническими и научными кадрами.

Основные управленческие концепции Файоля нашли отра­жение в его известной работе "Общее и промышленное управле­ние", изданной в 1916 году.

Один из важнейших тезисов Файоля заключался в универ­сальности разработанных им принципов управления, следова­ние которым приведет организацию к успеху. Эти 14 принци­пов, по мнению Файоля, являются гибкими, а не абсолютными, т.е. требуют творческого подхода при их реализации: разделе­ние труда; полномочия и ответственность; дисциплина; едино­началие; единство направления; подчиненность личных инте­ресов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива, корпоративный дух.

Второй его главный тезис — теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, ко­торую стали серьезно преподавать в учебных заведениях.

"Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, орга­низовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать про­грамму действий:

организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще ра­ботать;

координировать, то есть связывать, объединять, гармонизи­ровать все действия и все усилия;

контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совер­шалось согласно установленным правилам и отданным распоря­жениям" [24].

Таким образом, Файоль впервые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.