3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
Бурное развитие производительных сил во второй половине девятнадцатого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что организацией необходимо управлять систе-матизированно на основе научного подхода.
Классификация подходов, характеризующих развитие менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис. 2.
Рис. 2. Школы и подходы в развитии науки управления
Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли
использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.
Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".
Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:
1. Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
5. Использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.
После издания этой книги понятие "научное управление" начало широко распространяться во всем мире, в том числе и в России. Становление научного управления связано также с работами Френка и Лилии Гилберт и Генри Ганнта.
Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.
Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом.
Анри Файоль (1841-1925 гг.), с именем которого связано возникновение этой школы, в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.
Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление", изданной в 1916 году.
Один из важнейших тезисов Файоля заключался в универсальности разработанных им принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху. Эти 14 принципов, по мнению Файоля, являются гибкими, а не абсолютными, т.е. требуют творческого подхода при их реализации: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива, корпоративный дух.
Второй его главный тезис — теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях.
"Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий:
организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;
распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям" [24].
Таким образом, Файоль впервые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий