1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
Независимо от масштабов и видов производства и обслуживания, формы собственности, организационной структуры предприятия или организации и других факторов, эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов определяется качеством управленческого труда. Передовые предприятия отличаются от отстающих исключительно уровнем менеджмента.
Изначально в Англии слово "менеджмент" означало "искусство верховой езды", а "менеджер" — "искусный наездник". И только много позже этим словом стали называть профессионально подготовленных управляющих в различных областях деятельности.
Менеджмент — это работа с людьми по определению, уяснению и достижению целей, стоящих перед организацией и достигаемых путем выполнения таких функций, как планирование, организация деятельности, работа с кадрами, контроль. В передовых странах с рыночной экономикой менеджмент считается профессией.
"Кому нужен менеджмент?" "Бизнесу", — будет ответ. Однако это ответ не полный, поскольку менеджмент необходим во всех видах организованной деятельности и во всех организациях. Он нужен везде, где люди работают вместе, пытаясь достичь общей цели. Нами управляют или мы управляем другими. Поэтому лучшее понимание менеджмента сделает для всех нас жизнь более комфортной и предсказуемой.
Менеджменту столько лет, сколько самому человечеству и он необходим везде, где есть организованная деятельность людей: в сфере производства и сфере обслуживания, в частных и общественных организациях, в других как больших, так и малых группах.
Чтобы лучше понять, где и почему нужен менеджмент, необходимо усвоить концепцию его универсальности: управленческие функции должны выполняться менеджерами всех типов организаций независимо от того, в какой стране они находятся, малыми и большими предприятиями, общественными, полуобщественными и частными организациями, производственными, обслуживающими и торговыми фирмами, собственными, иностранными и межнациональными предприятиями и фирмами. Иначе говоря, управленческие функции в основе своей одинаковы для любой организации, хотя они могут исполняться по-разному, в зависимости от конкретных условий.
Менеджмент универсален также в том, что он использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции, подтвердившие свою состоятельность в управленческом процессе. Эти знания могут быть применены к любым видам организованной человеческой деятельности (бизнес, государственное управление, образование, религия и др.), они могут применяться на всех уровнях управления в одной и той же организации — с самых высших и до самых низших. Если менеджер имеет фундаментальные знания, умеет применять их в данной ситуации и обладает способностью быстро адаптироваться к новой обстановке, то он сможет исполнять управленческие функции эффективно в любой организации и на любом уровне управления.
В. настоящее время в международной практике существуют различные случаи употребления термина "менеджмент". В основном это следующие три:
1. Менеджмент как область знаний, учебная дисциплина.
2. Менеджмент — группа людей в организации, выполняющая управленческие функции.
3. Менеджмент как вид профессиональной деятельности.
Менеджмент необходим для достижения целей, намеченных организацией (чтобы вызвать какое-то действие или продвижение, необходим определенный импульс от менеджеров); поддержания баланса между противоречивыми целями (поддерживать равновесие между противоречивыми целями организации, задачами организации и деятельностью ее членов, запросами отдельных групп и личностей); достижения высокого организационного уровня и эффективности в работе (выбрать то, что надо сделать и правильные методы выполнения).
Без менеджмента люди работали бы разобщенно и неэффективно. Менеджмент превращает разрозненную толпу в целенаправленно действующую эффективную группу.
Менеджмент можно разделить на административный и оперативный. Административный — в большей степени занимается постановкой задач, а затем же планированием, организацией деятельности, работой с кадрами, руководством и контролем. Оперативный менеджмент, в основном, занимается надзором, мотивацией и взаимоотношениями с работниками, чтобы привести их к хорошим результатам.
Различные уровни менеджмента наглядно можно изобразить в виде пирамиды, где количество людей уменьшается по мере продвижения от неуправленческого уровня вверх. Венчает пирамиду главное должностное лицо — руководитель организации.
Менеджеры низшего уровня управления (начиная со старших рабочих) основное свое время отводят непосредственно работе с подчиненными и контролю за их деятельностью.
Менеджеры среднего уровня управления являются связующим звеном между руководителями высшего и низшего уровня управления. Они готовят информацию для принятия решений руководителями высшего звена и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям. Менеджеры высших звеньев управления больше занимаются постановкой задач, определением политики и программ, установлением оперативных задач и стандартов, составляют бюджет и контролируют его, составляют долгосрочные прогнозы.
Менеджмент как искусство и наука проявляется в том, что практика должна основываться на глубоком знании теории. Теория же базируется на практическом опыте и результатах наблюдения практиков — в вакууме она развиваться не может. Хорошо усвоенная теория менеджмента является основой совершенствования управленческих навыков. Менеджмент — это сочетание науки и искусства, которое может меняться. Эффективно работающие менеджеры используют научный подход в своей деятельности, однако во многих аспектах планирования, руководства, общения с людьми они используют интуицию и практический опыт. Можно сказать, что менеджмент — это искусство, основывающееся на научном методе работы. Это искусство в области человеческих отношений и наука в количественной и математической областях. У хороших менеджеров есть какие-то врожденные способности, которые позволяют им эффективно действовать в различных ситуациях.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий