149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
Затраты – денежная оценка стоимости матер-х, трудовых, финанс-х, природ-х, информац-х и др видов рес-в на произ-во и реал-ю продукции за определенный период времени.
Изд-ки - это реальные или предположит-е затраты финансовых рес-в предприятия в денеж эквиваленте.
В наст время исп-ся следующая классификация затрат:
*по экономическому содержанию – экон-е элементы и статьи затрат (статьи калькуляции); *по способу отнесения на с/ст-ть отдельных изделий – прямые и косвенные; *по назначению – основные и накладные; *по отношению к объему производства – постоянные и переменные; *по необходимости учета при принятии конкретного решения - релевантные и нерелевантные; *целесообразности – производительные и непроизводительные.
По экон содержанию затраты подр-т на экон-е элементы и статьи затрат (статьи калькуляции). Экон элементом наз первичный однородный вид затрат на произ-во и реал-ию продукции, кот на уровне предп-я невозможно разложить на составные части. Номенклатура эк эл-в вкл: - матер-е затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на соц. нужды; - амортизацию; - пр затраты.
Статьей затрат (калькуляц-й статьей) наз опред-й вид затрат, образующих с/ст-ть как отдельных видов продукции, так и всей продукции в целом. С/ст-ть – это выраж-е в денеж форме затраты на произ-во и реал-ю продукции. В общ виде номенклатура статей кальк-и выглядит след обр: *сырье и материалы; *возвратные отходы (выч-тся); *покуп изделия, п/фабр-ты и услуги производ-го хар-ра сторонних предприятий и орг-ций;*топливо и энергия на технолог-е нужды;*расходы на оплату труда производ-х рабочих; *отчисления на соц нужды; *общепроизв-е расходы; *общехоз-е расходы; *потери от брака; * пр производ-е расходы; *коммерч-е расходы.
Первые шесть статей сост-т прямые затраты, оставшиеся пять – косвенные расходы. В сумме они образуют полную коммерч-ю с/ст-ть. Сумма статей калькуляции, за искл-м коммерч расходов, сост-т производс-ю с/ст-ть (с/ст-ть ГП).
В зависимости от способов отнесения на с/ст-ть отдельных видов продукции затраты подразд-ся на:
*прямые - непосред связанные с произ-вом конкрет видов готовых изделий (первые 6 статей кальк-ции); м.б. прямо включены в их с/ст-ть по данным учетных регистров
*косвенные - носящие общий для произ-ва нескол видов продукции хар-р; они вкл-ся в с/ст-ть косвенным путем на основе установленных методологических приемов распределения.
По отношению к технолог-му процессу затраты делятся на осн-е и накладные. Основные – непосред-но связанные с технологич процессом изгот-я продукции. Накладные расходы образ-ся в связи с орг-цией, обслуживанием произ-ва, реал-й продукции и управлением. Осн затраты чаще всего выступают в качестве прямых, а накладные – в качестве косвенных.
Разл переменные и постоянные затраты. К переменным относят затраты, величина кот изм-ся в завис-ти от изм-й объема произ-ва. При росте выпуска продукции растет сумма перемен изд-к и наоборот. Пост-ми наз затраты, величина кот не зависит от объема произ-ва (арендные, страх платежи, амортиз отчис и др.). В сумме пост и переме затраты образуют общие затраты: ТС=FC+VC.
Выделяют маржинальные, связ с выпуском дополнит ед-цы продукции, и инкрементные (приростные) затраты. Марж-е затраты обычно различны при разных объемах произ-ва. Они уменьш-ся с увеличением выпуска. Инкрементные затраты - дополнит затраты, возни-е в рез-те изгот-я дополнит группы ед-ц продукции.
По единству состава затраты бывают одноэлементными и комплексными (состоящими из нескольких элементов, н-р, общепроизв-е и общехоз-е).
Группировка затрат на входящие и истекшие. Входящими явл приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, кот должны принести доход в будущем Истекшие – это израсход-е ресурсы, кот уже принесли доход в отчетном периоде.
Затраты бывают релевантными (значимые, их величина зависит от принимаемого решения) и нерелевантными (не учитываются при принятии решения).
В результате принятого ранее решения могли быть понесены затраты, которые не могут быть изменены никаким решением в будущем, их называют безвозвратными.
Для оценки управл деят-ти затраты классиф-т по целес-ти на производительные и непроизводительные. К производительным относят оправданные или целесооб-е для данного произ-ва затраты. Непроизвод-е – это затраты, понесенные в результате недостатков в технологии и орг-ции произ-ва (брак, простои).
Анализ затрат по осн виду деят-ти предп-я вкл выполнение осн работ: 1.ан общей суммы затрат на произ-во и сбыт продукции по экон элементам; 2.ан с/ст-ти ГП (работ, услуг) по калькуляционным статьям; 3. анализ затрат на один рубль продукции.
При проведении анализа затрат по основному виду деят-ти необх фактический уровень затрат отчетного периода сравнить с достигнутым за предыд период или установ-м планом, выявить объем и причины изм-я затрат по составу и стр-ре, установить факторы, обусловившие рост или сокращение затрат, вскрыть резервы возможного их снижения. При анализе исп-ся методы горизонт и вертик сравнения.
Анализ затрат по экон эл-м предп-т исслед-е затрат на произ-во и реал-ю продукции (работ, услуг) по осн виду деят-ти в разрезе экон элементов. Ан проводится путем сравнения удельных весов фактич затрат по экон эл-м отчетного периода с аналогич показателями пред периодов, плановыми данными.
Анализ с/ст-ти продукции по калькуля-м статьям явля одним из важн-х вопросов аналитич работы. Он позволяет выяснить тенденции изм-я д-го показателя, выпол-е плана по его уровню, опред влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предп-я по исп-ю возможностей сниж-я с/ст-ти.
Важный обобщ показатель с/ст-ти продукции – затраты на один руб прод-ции, преимущ кот явл то, что он может рассчитываться в любой отрасли произ-ва и пок-т прямую связь м/у с/ст-тью продукции и прибылью. Рассчит он относ-но общ суммы затрат на произ-во и реал-ю продукции в действующих ценах:
,
где Зпроизв. – сумма производственных затрат; V – объем произв-й продукции или
где С полная – полная с/ст-ть товарной продукции; Р – стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без НДС).
Важным этапом явл анализ поведения затрат и взаимосвязи объема произ-ва, с/ст-ти прибыли. Простым и весьма точным способом опред-я взаимосвязи и взаимоз-ти м/у этими категориями явл устан-е точки безубыт-ти – определение момента, начиная с кот доходы предпр-я полностью покрывают его расходы.
Анализ т.безуб-ти основ-ся на разделении затрат на пост и перем. Вв обоз-я: FC - пост изд-ки; VC - перем изд-ки; ТС - валовые изд-ки; ТR - валовая выручка (валовой доход); R' - пороговая выручка; Q' - пороговый объем продаж.
Изобр на рис. т.безуб-ти - это т. пересечения графиков валовой выручки и валовых изд-к. Формула расчета т. беззуб-ти в натур-м выражении (в шт продукции, товара):
, где AVC – среднепеременные изд-и.
|
Е. сли фирма продает продукции < Q', то она терпит убытки, е. больше этого объема - получает прибыль.
Точка, соотв объему произ-ва Q' и выручке R' и явл точкой беззуб-ти.
В этой точке получ-я фирмой выручка = ее валовым изд-м, при этом прибыль = 0.
Выручка, соотв т. беззуб-ти, наз-ся пороговой. Объем произ-ва в т.безуб-ти наз-ся пороговым объемом произ-ва
Завершается анализ затрат провед-м факторного анализа, под кот понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Рез-ты анализа затрат и финанс анализа в целом во многом зависят от степени достовер-ти исход-х данных. Информационной базой для анализа затрат явл данные отчетности, плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитич учета затрат по осн и вспомогат производствам и др документация.
Таким образом, в результате анализа затрат по всем вышеуказанным направлениям можно раскрыть структуру затрат, удельный вес каждой статьи, определить степень влияния факторов на прибыль и найти оптимальный объем производства, при котором предприятие не понесет убытки.
- 1. Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
- 6. Лидерство и стили упр-я.
- 7. План-е и контроль в системе м-та.
- 8. Теория корпоративного упр-я
- 9. Модели корпоративного управления.
- 10. Сравнительный анализ теорий мотивации
- 14.Основные изменения хар-ки современного бизнеса. Базовые модели упр-я и их основные хар-ки.
- 15. Принципы формирования орг. Стр-р и орг-ные отношения в м-те. Типы оргсвязей и иерархические стр-ры упр-я.
- 16. Цели орг-и. Правила построения дерева целей. Управление по целям (рез-там), преимущества и недостатки.
- 17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли
- 19. Возникновение и развития управленческой мысли в России
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рцб
- 21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 28. Налоговая система рф. Виды налогов.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 30. Кредит и его виды. Эл-ты кредитной сделки. Клас-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31. Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33. Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 35. Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе нац-ных счетов.
- 36. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 37. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие Предложение денег.
- 38. Безработица, ее виды. Естественный ур-нь безработицы. Кривая Филипса. Регулирование рынка труда.
- 39. Бюджетный дефицит, способы его финан-я. Упр-е гос. Долгом.
- 40. Дискреционная и не дискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний баланс и внутренний баланс малой открытой экономики.
- 42. Платежный баланс, его статьи и счета.
- 1. Совершенная конкуренция.
- 45. З/пл: марксистский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы з/пл.
- 46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.
- 48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52. Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55. Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59. Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60. Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61. Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62. Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64. Управление каналами распределения товаров
- 65. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67. Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68 Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69. Организационная культура: сущность и типология.
- 70. Законы функционирования и развития организации.
- 71. Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77. Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80. Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81. Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82. Формальные и неформальные группы в организации.
- 83. Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84. Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 88. Миссия, стратегические цели и задачи развития организации. Дерево целей.
- 85. Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87. Социологические методы исследования систем управления.
- 88. Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89. Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90. Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 94. Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 97. Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр)
- 98. Приведение ситуаций к типовым при принятии ур. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- 100. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 101. Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 102. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103. Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104. Кризисы в управлении организацией.
- 105. Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 108. Логистическая система управления запасами.
- 109 Сущность и задачи транспортной логистики.
- 110. Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114. Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115. Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их характеристика.
- 116. Разработка бизнес-плана проекта.
- 117. Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121. Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122. Бюджетирование: сущность,назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123. Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124. Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 126 Методы ценообразования
- 127. Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130 Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131. Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132. Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133. Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 135. Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136. Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности предприятия
- Оценка деловой активности может быть также получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с другими предприятиями отрасли.
- 141. Факторный анализ прибыли.
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 144. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 1. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.
- 2. Метод расчета периода окупаемости проекта.
- 3. Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (npv).
- 147 Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148. Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.
- 149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 150. Сущность и принципы международных стандартов финансовой отчетности.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 79. Управление изменениями в организации
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 112. Управление массовым высвобождением персонала
- 134.Анализ и управление производственными запасами.