logo search
GOS_1-50 окончательные шпоры

91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.

Материал:

Н.И. Федотов, Н.А. Подгорнова, учебник «РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Известно множество моделей процесса разработки и принятия управленческого решения, т.е. в той или иной степени формализованных представлений о структуре и характере этого процесса.

Исторически первая - рациональная модель, основанная на представлении о неограниченных возможностях и способах разума, разрабатывающего и принимающего решения. Эта модель состоит из четырех блоков.

В рамках рациональной модели строится полное, или исчерпывающее, множество альтернатив и из этого множества выбирается оптимальная.

Разработку управленческого решения (УР) можно разбить на следующие этапы.

1-й этап. Постановка задачи:

1) возникновение новой ситуации;

2) появление проблемы;

3) сбор необходимой информации;

4) описание проблемной ситуации.

2-й этап. Разработка вариантов решения:

1) формулирование требований и ограничений;

2) сбор необходимой информации;

3) разработка возможных вариантов решения.

3-й этап. Выбор варианта, или альтернативы:

1) определение критериев выбора;

2) выбор решения, отвечающего критерию;

3) оценка возможных последствий;

4) выбор предпочтительного решения.

На практике очень часто выбирают не оптимальное решение, а допустимое, если оно соответствует ограничениям, с одной стороны, а с другой – обеспечивает улучшение проблемной ситуации.

4-й этап. Организация выполнения решения и его оценка:

1) составление плана реализации решения;

2) контроль процесса реализации управленческого решения;

3) оценка решения проблемы.

Основу системы методов, используемых при разработке управленческого решения, составляют общенаучная методология (системный и комплексный подходы к решению проблем), моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, социальное измерение.

Методы разработки управленческого решения делятся на группы:

1) методы постановки проблем;

2) методы решения проблем;

3) методы организации выполнения принятых решений.

Контроль реализации управленческих решений.

Контроль - одна из основных функций управления, это процесс обеспечения достижения целей и реализации принятых управленческих решений.

Процесс контроля — процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов, а также процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями.

Основной инструмент осуществления контроля - обратная связь: позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Важная функция - определяющая роль при реализации функции мотивации, которая осуществляется по результатам контроля.

Основные составляющие процесса контроля - выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий. Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.

Следующая составляющая контроля - принятие необходимых корректирующих решений.

При установлении системы контроля целесообразно придерживаться таких принципов, как осмысленность и однозначное восприятие стандартов сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, отсутствие чрезмерного контроля, установление жестких, но достижимых стандартов, вознаграждение за достижение установленных стандартов и норм.