logo search
GOS_1-50 окончательные шпоры

92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.

Процесс разработки управленческих решении имеет ряд аналитических процедур: анализ поступающей информации, используемой для принятия управленческих решении; анализ альтернативных вариантов решений; анализ хода исполнения решения и анализ отклонений полученных результатов от запланированных. Аналитическая деятельность является неотъемлемым атрибутом всего управленческого процесса.

Анализ управленческой деятельности направлен на подготовку информации, используемых при разработке и контроля реализации управленческих решении.

Управленческий анализ имеет ряд особенностей:

  1. ориентация результатов анализа на цели и интересы руководителя;

  2. использование всех возможных источников информации для анализа;

  3. отсутствие регламента со стороны государственных органов;

  4. комплексное изучение всех аспектов деятельности организации;

  5. интеграция результатов учета, анализа, планирования, принятия управленческих решении;

  6. закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Для эффективного использования аналитических методов необходимо придерживаться следующих основных принципов:

-применение аналитических методов и приемов на всех уровнях управления;

- непрерывность аналитической работы;

- определение оптимального перечня анализируемых показателей;

- показатели не должны дублировать друг друга;

- показатели должны быть востребованы;

- участие руководителей и специалистов в аналитической работе.

Качество аналитической работы во многом определяется компетентностью специалистов, проводимых анализ и профессионализмом руководителя интерпретирующего результаты анализа.

Основные условия использования данного метода являются:

• неограниченный штат работников организации или ее подразделений;

• неограниченное время принятия управленческих решений;

• высокая достоверность и эффективность математических и логических зависимостей, а так же большое доверие к ним со стороны руководителя;

Методы:

- метод сравнения. Наиболее распространенный и традиционный метод анализа. Основан на сопоставлении показателей и определения отклонений. Для эффективного применения метода сравнения на практике необходимо рассмотреть логическую цепочку причины возникновения отклонений, отклонение, последствия отклонений.

- метод детализации. Заключается в расчленении вводных показателей на составляющие их факторы. Может проводится по времени, месту, по удельному весу. Детализация необходима для того, чтобы выбрать направление управленческого воздействия. Если доля какого-то элемента в общем показателе незначительна, им не стоит заниматься.

- индексный метод. Нужно знать относительное отклонение изученного явления от уровня того же явления, но в других условиях (например уровень отчетных цен по отношению к уровню базовых).

- балансовый метод. Сущность заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей в форме равенства между группами показателей, характеризующих состояние одного и того же объекта, но в разных условиях.

- метод элиминирования. Предполагается исключения влияния всех факторов, кроме одного, влияние которого необходимо определить.

- функционально-стоимостной анализ является методом системного использования, применяемого по назначению объекта с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

- экономико-математический анализ модели позволяет изучать внутренние механизмы.

93. Обеспечение качества управленческих решений. Концепция всеобщего контроля качества (TQC). Цикл Деменга для процедур управленческих решений. Проблема оценки эффективности управленческих решений.

Качество управленческого решения — это совокупность пара¬метров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конк¬ретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения

Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1. "черного ящика".

"Вход" системы характеризуется параметрами проблемы, кото¬рые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потре¬бителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы про¬даж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланирован¬ного результата.

К компонентам "внешней среды " системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, эконо¬мика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные свя¬зи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, орга¬низациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту-пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требо¬ваниями потребителей об уточнении или доработки решения, появле¬нием нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.

Процесс принятия решения включает в себя следующие опера¬ции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация зада¬ний. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме № 3.

Применение системного подхода к процессу принятия управ-ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си¬стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред¬ность их совершенствования.

С целью экономии времени и средств на разработку управ¬ленческого решения рекомендуется следующаяочередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов "черного ящика" (см. рис. 1.).

Сначала необходимо четко сформулировать, что нам следует по-лучить, какими параметрами должно обладать решение.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффек-тивности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных под-ходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (см. тему 2);

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин-формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш¬ней среды" и "процесса" системы разработки решения (см. тему 3);

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения (см. темы 3; 4 и 5);

• структуризация проблемы и построение дерева целей (см. п. 2.5.);

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше¬ний (см. п. 1.4.);

• обеспечение многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про¬цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это доро¬го стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объек¬тивно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых усло¬вий повышения качества и эффективности решений на основе ав¬томатизации системы менеджмента.

Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.

Этот круг часто называют циклом PDCA. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода – цикл Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов.

Схема 1. Круг качества (цикл Деминга)