Организационная структура
Организационная структура, или структура организации, представляет собой совокупность производственной и управленческой структур предприятия. Организационная структура чаще всего изображается в виде схемы, на которой показаны все подразделения, функционеры организации и связи между ними.
Схема дает представление о составе служб организации и их подчиненности. Она показывает, кому какая служба подчиняется, что входит в зону ответственности конкретного топ-менеджера и какие задачи выполняются в рамках той или иной функциональной области менеджмента. Эта схема достаточно информативна и может использоваться для анализа эффективности управления в организации.
Прочитать и обдумать хорошенько!
Перед топ-менеджерами возникает организационная проблема: подбирать людей под оргструктуру или создавать структуру под людей?
Первый вариант классический. На основе обособления функций или продуктов формируются структурные подразделения, они увязываются в общую структуру различными видами связей и взаимодействий. Вроде все по науке, но возникает риск упустить ценных сотрудников, которые могут не вписываться в созданную структуру, а их таланты в этом случае не используются эффективно.
Второй вариант заключается в том, что есть ценные сотрудники, способные стать лидерами в том или ином направлении, по той или иной ключевой компетенции, и под них создаются определенные структурные подразделения (отделы, секторы, лаборатории, центры и т. п.). Такой подход противоречит академическим схемам, но в ряде случаев (в периоды борьбы за таланты) дает весьма эффективные результаты.
При формировании команды специалистов возникает также проблема следующего свойства: ориентироваться на потенциал сотрудников или на подтвержденный успех? Большинство руководителей стремятся набрать в команду людей, имеющих опыт работы и достигших ярких, впечатляющих успехов. Минусы: прежний успех может оказаться случайным, приписанным не самому активному участнику команды, добившемуся успехов (например, работал с С. П. Королевым — звучит, но почему ушел от Королева? Может быть, Королев его выгнал). История успеха может быть выстроена самим соискателем должности (гало-эффект, эффект нимба). Люди с подтвержденной историей успеха могут оказаться недостаточно мотивированными (им уже всего хватает) или слишком дорогими.
Ставка на людей с потенциалом, не решавших подобные задачи, но имеющих для этого все возможности. В этом случае руководитель получает более лояльных и мотивированных членов команды. Но оценить потенциал значительно сложнее, чем наличие реального успеха.
Источник: Розин М. Как руководителю получить команду // Ведомости. 2006. 28 июня. С. А-7.
На рис. 9 приведена схема организационной структуры условной организации. На ней представлена как структура управления (подразделения управления), так и производственная структура (подразделения производства и обеспечения производства).
На приведенной схеме к структуре управления относятся:
• президент компании (топ-менеджмент);
• вице-президент по персоналу (топ-менеджмент);
• главный бухгалтер (топ-менеджмент);
• вице-президент по исследованиям и разработкам (топ-менеджмент);
• вице-президент по производству (топ-менеджмент);
• вице-президент по экономике (топ-менеджмент);
• вице-президент по оборудованию (топ-менеджмент);
• планово-диспетчерский отдел;
• отдел маркетинга;
• планово-экономический отдел;
Рис. 9. Схема организационной структуры производственной компании
• отдел управления затратами;
• финансовый отдел. Производственная структура:
• научно-исследовательский центр;
• конструкторский отдел;
• экспериментальный цех; " • отдел главного технолога;
• ремонтно-механический цех;
• электромеханический цех.
• испытательный полигон;
• заготовительный цех;
• механический цех № 1;
• механический цех № 2;
• сборочный цех;
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий