logo search
GOS_1-50 окончательные шпоры

50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.

Покупателю доступны не все товары, а только те, которые ему позволяет приобрести его доход (I). Т.о., бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество яв-ся доходом человека. Как много можно будет купить на этот доход, зависит от цен на товары, которые хочет иметь потребитель. Бюджетное ограничение показывает, какое количество продукции может приобрести потребитель при данном уровне дохода.

Пусть I - доход потребителя, Рх - цена товара Х; Рy - цена товара Y.

=> Рх × Х - количество потребляемых товаров Х.

Рy × Y - количество потребляемых товаров Y.

Преобразуем это равенство и получим ур-ие бюджетной линии (линии цен): ,.

Если потребитель весь доход I израсходует на покупку товара X, то он сможет приобрести его в количестве I / Рх .

Если весь доход пойдет на приобретение товара Y, то потребитель купит кол-во I / Py.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу I руб. и являются поэтому доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной ли­нии, стоят дороже и поэтому недоступны для него.

Т.о., бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.

Если I потребителя растет, а соотношение цен не меняется, линия бюджетного ограничения смещается вправо вверх, а если сокращается влево вниз.

Если меняется цена только одного товара, например Х, а доход остается прежним, то меняется наклон линии бюджетного ограничения. Если 2 товара изменяют свою цену в одинаковом направлении, то это равнозначно изменению дохода.

Инфляция, при которой цены и доходы растут одновременно, не влияет на бюджетную линию, но может повлиять на сбережения.

Рациональный потребительский выбор. Потребитель должен совместить свои потребности с рын. ценой и доходом, который он в состоянии потратить. При фиксированной величине дохода и рыночных ценах, на которые он не в состоянии повлиять, потребитель стремится получить максимум полезности. Это будет оптимальное положение или равновесие в потреблении. Любое отклонение от него уменьшит полезность и ухудшит благосостояние субъекта. Т.о. рац. потребительский выбор означает максимальное удовлетворение покупателя при заданном ограниченном бюджете путем подбора оптимальной корзины потребительских благ.

Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересе­кает некоторую кривую безразличия U1, так же как и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точ­ку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2, расположенной выше кривой U1.

Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит Хе единиц товара X и Ye единиц товара У.

В точке Е углы наклона кривой безразличия и бюджетной линии совпадают. (Наклон бюджетной линии = Px / Py , наклон кривой безразли­чия = MRSxy. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство MRSXY = PX / PY

Что происходит с оптимумом потребителя, когда изменяется цена товара X?

При снижении Рх до Р'х бюджетная линия повернется против часовой стрелки и займет положение I / P'x . Покупатель теперь может приобрести больше товара X, если израсходует на него весь свой доход.

В то же время ему становятся доступными более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точ­ки Е1 в точку Е2.

Соединяя эти точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой "цена — потребление". Она представляет множество всех оптимальных комбина­ций товаров X и Y при изменении цены товара X.