logo search
GOS_1-50 окончательные шпоры

54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.

Свободная конкуренция основана на частной собств-сти и хоз-ной обособленности. Связь м/у про-телями осущ-ется только ч\з рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей прод-ции практически не оказывает влияние на условия реализации на рынке. Для сущ-ния совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих условий.

1. Большое кол-во относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него.

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов произв-ва в долгосрочном периоде.

3. Наличие у всех участников конкур-ции полной информац. о рыноч. условиях.

4. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта). Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов произв-ва воспринимают их как совершенные заменители и выбирают продавца исключительно из цены товара.

5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.

Конкурентная фирма – фирма, которая производит 1 продукт и реализует на совершенно конкурентном рынке.

Цель конкурентной фирмы – максимизация прибыли и минимум убытков.

Спрос на продукцию конкурентной фирмы является постоянным и равным в цене товара, графически – это горизонтальная линия (рис.1).

Валовой доход TR (выручка) – произведение цены на количество. TR = P * Q

Средний доход AR = TR / Q = P

Предельный доход MR = ∆ TR / ∆Q = P

Когда фирма ста­вит задачу максимизации прибыли, она рассчитывает оптимальный для себя объем произв-ва. Для этого нужно знать прежде всего цену, по кот.фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно рассчитать доход фирмы. Максимизация же прибыли дости­гается при максимальной разнице между совок.доходом и совок. издержками.

Конк.фирма осущ-т свою деят-ть в усл-ях соверш.конкуренции. Как уже отмечалось, на таком рынке на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продук­ции и имеется свобода доступа на рынок. В рез-те такого свободного доступа кривая спроса каждой фирмы опускается до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов.

При этих условиях кривая спроса каждой фирмы имеет горизонталь­ный вид. А это значит, что любой объем продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.

В этом случае совокупный(валовый) доход фирмы (TR) пред­ставляет собой величину, равную: TR = P  Q, где Р — цена блага; Q — количество проданных благ.

СРЕДНИЙ ДОХОД (AR) — это доход на единицу про­данного блага: AR = .Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получило названиепредельного дохода (MR):

P

P* MR

0 Q

Т.о., для фирмы, действующей на совершенно конкурент­ном рынке, предельный доход равен рыночной цене (MR = Р*), поскольку за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графически линия цены и линия предельного дохода совпадают и горизонтальны.

Очевидно, что при таких условиях и средний доход (AR) равен пре­дельному доходу (MR): Р* = MR = AR.

Т.о., конкурентные фирмы являются "принимающими цены" (в отличие от монопольных фирм, выступающих в роли "устанавливающих цены") и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести.

В усл-х соверш. конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появл-я новых, цель максим-ции ден.прибыли яв-ся безусл-но опред-щей.

На рис. Изобр-на модель конкур-го рынка. D – спрос; С – предл-е. В т. Пересеч-я кривых спроса и предл-я (Е) достиг-ся равновесие, объем спроса равен объему предл-я (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предл-я (Pd = Ps).

Хотя соверше. конкур-я — яв-е редкое, ее анализ позв-ет понять, как функц-ет рыночная эк-ка, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.