4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
В начале тридцатых годов в противовес предыдущим школам, не способным полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации, сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте. В этом направлении выделяют два этапа: школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (1950-наст. время).
Одним из первых ученых, внедривших психологию в бизнес, промышленность и управление, была американский социолог Мери Паркер Роллет (1868-1933). Она первая дала определение менеджменту как "обеспечению выполнения работы с помощью других лиц". Она много писала о творчестве, кооперации, координации, разрешении конфликтов. Одной из первых она выдвинула идею участия рабочих в управлении. Она призывала создавать на предприятиях атмосферу общности интересов, на основе которой может быть обеспечен максимальный вклад всех рабочих и служащих в достижение целей организации.
Но все же принято считать, что данная школа возникла в результате шестилетних опытов (1926...1932 гг.) группы промышленных психологов во главе с Элтоном Мэйо (1880-1949), профессором Гарвардской школы бизнеса. Исследования проводились на заводе телефонного оборудования фирмы "Вестен Электрик" в Хоторне близ Чикаго и во всем мире получили известность как "хоторнские эксперименты".
Целью экспериментов было выявление условий для наиболее рациональной организации труда и, следовательно, повышение его производительности. От изначального наблюдения за небольшой группой работниц исследования в последующем расширились, включая различные направления и вовлекая в эксперимент около 21000 работников.
Основной вывод Э. Мэйо сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но главным образом психологические и социальные факторы. Если Тэйлор знал только два стимула — угроза наказания и денежное поощрение, то Мэйо установил, что для рабочего психологический климат и моральные стимулы являются не менее важными аргументами.
Последователи этой школы рекомендовали руководству проявить большую заботу о своих подчиненных, использовать такие приемы управления человеческими отношениями, как консультацию с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Развитие этого направления получило новый импульс после второй мировой войны с дальнейшим развитием поведенческих наук (психологии и социологии). К наиболее известным представителям более позднего периода этой школы можно отнести Дугласа Мак Грегора, Ренсиса Лайкерта, Фредерика Герцберга, Абрахама Н. Маслоу, Роберта Блейка. Эти ученые и многие другие исследовали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, организационных конфликтов, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Если на своем первом этапе данное направление — "школа человеческих отношений" — уделяло основное внимание налаживанию межличностных отношений, то на втором — "школа поведенческих наук" — оно стремилось в большей степени оказать помощь работнику в осознании, раскрытии и реализации собственных возможностей, то есть, главной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.
Этой школе принадлежит важное место в развитии теории управления. Она получила широкое распространение в передовых странах мира, являясь превалирующим направлением в развитии теории и практики менеджмента до конца 60-х годов. Это направление с успехом применяется в настоящее время и, по прогнозам специалистов, будет развиваться и в будущем путем гармоничного сочетания с другими подходами.
Школа количественных методов (наука управления). Использование математики, статистики и других, связанных с ними, областей знаний в управлении широко начало внедряться в послевоенное время и особый толчок получило с развитием компьютеров.
Примеры практического применения количественных методов известны во время второй мировой войны: для эффективного использования ограниченного количества технических средств при минировании портов, максимизации эффективности военных поставок и др. Различные количественные методы группируются под общим названием "исследование операций".
Специалисты по исследованию операций разрабатывают модель проблемной ситуации. Модели упрощают сложные проблемы и тем самым облегчают понимание реальности, сокращают число переменных до управляемого количества. Переменным задаются количественные значения, благодаря чему можно сравнивать и описывать каждую переменную и отношения между ними. Развитие компьютеров позволило разрабатывать более сложные модели, которые приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние и практическое использование количественных методов было не столь значительно, как предсказывали его сторонники. Отчасти это объяснялось тем, что до конца 60-х годов (а в странах бывшего СССР — значительно позже) у менеджеров не было достаточного образования для понимания и применения этих методов. В настоящее время положение меняется: при подготовке менеджеров изучают количественные методы и применение компьютеров.
Значительное место в разработке экономико-математических методов принадлежит русским ученым.
Широко известен своими работами по теории вероятностей и математической статистике Е.Е. Слуцкий. Во всем мире признан приоритет академика Л.В. Канторовича в разработке линейного программирования и применения этого метода для решения практических задач: распределение работ между видами оборудования, использование комплексного сырья, раскрой материалов, распределение посевных площадей, составление плана перевозок и др. За исследования по оптимальному использованию ресурсов в 1975 г. Л.В. Канторовичу была присуждена Нобелевская премия.
Данное направление получило развитие и в Белоруссии. Рагу) боты по оптимизационным решениям профессоров В.А. Емеличева и М.М. Ковалева получили известность в ближнем и дальнем зарубежье.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий