23. Организация системы контроля исполнения
Правильная система контроля позволяет выявить проблемы ("узкие места") в деятельности организации и скорректировать их еще до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Контроль — это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке, это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из:
1. Установления стандартов.
2. Измерения фактически достигнутых результаты.
3. Проведения корректировок, если результаты существенно отличаются от установленных.
Для менеджера контроль — это возможность удерживать работника в определенных рамках. Слова "контроль" и "власть" вызывают всегда отрицательные эмоции, так как противоположны нашим представлениям о свободе личности. Однако без эффективной системы контроля наступит хаос. Контроль и определение направления деятельности — это синонимы. Планы и структуры организации — это лишь картинки, которые хотело бы видеть руководство, но их осуществление будет зависеть от множества факторов, переменных. Чтобы осуществить план, требуется правильное воздействие на дело этих факторов во всем их многообразии. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность приспособиться к требованиям внешней среды.
При организации контроля важно учитывать его широту и обязательно стоимость. По времени его проведения контроль подразделяется на:
1. Предварительный.
2. Текущий.
3. Заключительный.
Предварительный контроль включает реализацию определенных правил, процедур, линий поведения — анализ деловых и профессиональных качеств при определении человеческих ресурсов, анализ качества будущих материальных ресурсов (выбор поставщика, который доказал, что его продукция наиболее качественная), предварительная разработка бюджета (финплана).
Текущий контроль — это регулярный контроль работы подчиненных, обсуждение возникших проблем и предложений по усовершенствованию работы (если позволить отклонениям развиться, они перерастут в трудности).
Заключительный контроль — это форма обратной связи, используется, когда вся работы выполнена, т.е. получение информации, необходимой для планирования будущих аналогичных работ.
Идея контроля не в том, чтобы зафиксировать мошенничество, а в том, что сотрудники, зная, что существует контроль, действуют эффективно, избегают ошибок. Сущность контроля состоит не только в установлении теневых сторон деятельности, но, прежде всего, в определении соотношения позитивных и негативных сторон. Контроль, ориентированный исключительно на выявление ошибок и промахов и не отмечающий никаких позитивных моментов, дает лучший отзыв не тому, кто лучше работает. Такой контроль является катастрофическим, равносильным полному торможению и глушению человеческой инициативы. Он вносит дезорганизацию в работу и тормозит рациональную деятельность организации, т.к. предписания не могут предусмотреть, как действовать в каждом конкретном случае.
Хороший контроль напоминает айсберг, только часть его наверху, а наиболее важные виды контроля замаскированы среди других функций управления. Одна из причин успеха лучших компаний состоит в том, что они видят источники успеха в своих работниках. Когда работниками не помыкают, а дают им направление и доверяют, их возможности беспредельны. "Откажитесь от контроля, чтобы получить контроль". Предлагайте вносить идеи, расширяйте полномочия людей. Это ощущается как потеря контроля, но в то же время осуществляется контроль самого важного — результатов.
Контроль должен быть благожелательным, хороший контроль выявляет факты, необходимые руководству для снижения затрат, повышения качества продукции и лучшего обслуживания.
- 1. Понятие и содержание менеджмента, его универсальный характер. Уровни управления. Управление как наука и искусство
- 2. Эволюция управленческой мысли. Донаучный период развития менеджмента
- 3. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления Тэйлора. Административная школа Файоля
- 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов
- 5. Процессный, системный и ситуационный подходы
- Методы менеджмента
- Цели и функции менеджмента Миссия организации
- Философия компании
- Примеры формулировок миссии
- Цели организации и их классификация
- Классификация целей менеджмента
- Управление по целям (результатам)
- Функции менеджмента
- Основные функции, выполняемые менеджерами. Задачи и взаимосвязь функций
- 7. Требования к современным менеджерам
- Уровни менеджмента
- 1.4. Структура управления организацией
- 1.4.1. Определение понятия и принципы построения
- Организационно-управленческие структуры. Принципы их построения.
- Линейно-функциональные структуры.
- Производственная структура
- Организационная структура
- Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий Делегирование полномочий. Полномочия. Ответственность
- Неформальная структура коллектива
- Организация труда менеджера: планирование личного труда, делегирование полномочий
- 13. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей
- 14. Управленческие решения: виды, этапы принятия сложного управленческого решения
- 15. Рабочее место менеджера, режим труда и отдыха
- 16. Коммуникации в организациях. Межличностная модель процесса общения
- Мотивация работников
- Технология мотивирования
- 18. Конфликты в организации: понятие, классификация, способы разрешения
- Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Конфликтность. Виды и последствия конфликтов
- 20. Стиль руководства
- 9.1. Режим подчинения руководителю
- 1.9. "Управление загородным клубом"
- 1.1. "Нищета управления"
- 5.5. Управление "человеком организации"
- 9.9. Коллективное управление
- 22. Приемы выработки эффективного стиля руководства
- 23. Организация системы контроля исполнения
- Природа возникновения конфликта
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Последствия конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Поведения менеджера в конфликтных ситуациях
- Практические занятия
- Руководство
- Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
- Эффективность менеджмента
- Этапы принятия решений
- Мотивация
- Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1. Концепция оценки эффективности менеджмента
- 1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента
- 1.3. Критерии и показатели эффективности управления
- 2. Экономическая оценка эффективности
- 2.1. Показатели экономической эффективности
- 2.2. Повышение эффективности управления
- 2.3. Социальная оценка эффективности
- 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
- 3.1. Формы оценки деятельности менеджера
- 3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
- 3.3. Оценка труда персонала
- 4. Оценка эффективности использования информационных технологий
- 4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности
- 4.2. Показатели эффективности информационных технологий