48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%. Понятие эласт-сти позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изм-ям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возм-ть ↑ выручку от ее продажи. Однако в действии-ти так бывает не всегда: возм-на ситуация, когда ↑ цены приведет не к росту, а, наоборот, к ↓ выручки в силу уменьшения D и соотв-го сокращения сбыта.
Формула: где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса; P1 и Р2 — первоначальная и текущая цена.
1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос – объем спроса не меняется при изменении цены (Т первой необходимости (соль, спички);
2. EDP < 1. Неэластичный спрос: при изменении цены величина спроса изменяется незначительно (Т повседневного спроса, Т к-е не имеют замены).
3. EDP = 1. Единичная эластичность. Изм-е цены вызывает пропорциональное изм-е объема спроса.
4. EDP > 1. Эластичный спрос. Объем спроса изменяется на большей % чем цена (Т не играющие роль для потребителя, Т имеющие замену).
5. EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
-Наличие T-заменителей (Чем > T-заменителей, тем эластичнее спрос, и наоборот);
-Размер дохода (По мере снижения цен T становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что чувствительность рыночного спроса к снижению цены повышается).
-Качество T (яв-ся ли данный T предметом роскоши (спрос на такие T, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из к-х неэластичен);
-Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос,
- Продолжительность пользованием товаром. Потребитель может отказаться от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого, если цена на него высока. Таким образом, повышается эластичность спроса в краткосрочном периоде.
Кривая рыночного спроса- горизонтальная сумма кривых индивидуального спроса всех потребителей на рынке данного товара.
Кривая рыночного спроса строится путём горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса, т.е. путём сложения количеств товара, спрашиваемых на рынке каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене товара.
Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса. Исп-ся если задана ф-я спроса и исходный ур-нь цены и величины спроса.
ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса на изменения цены, дохода и других факторов. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки (исп-ся при изм-и цены и спроса более 5%).
49. Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский подходы к измерению полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства. Условие потребительского равновесия
Главной задачей теории потребительского поведения является исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг.
Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории потребления и полезности. Под потреблением в эк. смысле принято понимать действия людей по исп-ю материальных и духовных благ для удовлетворения их потребностей. Полезностью (U) называется способность блага (товара) удовлетворять потребности человека. Полезность –суждение человека о благе.
По мере потребления новых единиц блага темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой порцией, снижается. Наименьшая по величине добавочная полезность называется предельной полезностью. Предельная полезность –изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного блага на одну единицу при условии, что потребление других благ остается неизменным.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если потребитель предпочитает набору А набор В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также А набору С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
Кол-ная (кардиналистская) - предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде: U = f(x), где U - полезность; х - количество благ. Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага, к-ая по мере увеличения товара убывает. Величина пред. полезности зависит от кол-ва данного товара и степени потреб-ти в нем. Уменьшение пред. полезности по мере приобретения потр-лем доп ед-ц конкретного продукта наз-ся законом убывающей пред полезности. Чем большее кол-во продукта приобретают потр-ли, тем меньше их стремление к получению доп ед-ц этого же продукта (пр. автомобиль).
При порядковом (ординалистском) подходе от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности», то есть мог ответить на вопрос: Какой товарный набор принесет покупателю большую или меньшую общую пользу?
Ординалистский подход базируется на следующих аксиомах.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы Т с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В, либо В > А, либо А ~ 5 (А и В равноценны).
2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В у С, или А у В ~ С, то А у С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А> В, В > С и одновременно С > А.
3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит такое же кол-во Т, как и Б + еще один Т, то А > Б. Увеличение потребления любого товара, при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя.
4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.
Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
Рис. 3. Кривые безразличия. Рис. 4. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
На рис. 3 товарный набор А включает Ха единиц товара X, Yа единиц товара У, товарный набор В включает Хв единиц товара X и Yв единиц товара У. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А н В лежат на одной и той же кривой безразличия.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
В. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Говорят еще, что кривая безразличия не имеет «толщины».
Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство в отличие от ранее перечисленных не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления.
Условие потребито равновесия. Чтобы опр-ть положение равновесия для потр-ля, н. совместить бюджетную линию и карты б/разл-я. Бюджетная линия по опр-нию показывает все комбинации продуктов А и В, доступные потребителю при дан величине его денежн дохода и дан ценах на продукты А и В. Из этих доступных потр-лю комбинаций он отдаст предпочтение той, к-ая принесет ему наибольшее удовлетворение, или наиб полезность. Комбинация, max-щая полезность, наз-ся положением равновесия потр-ля.
Равновесное положение потр-ля достигается в т. В, в к-ой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых КБ U3. В этом случае потр-ль купит 3 ед-цы товара В и 2 ед-цы А. Точки N и M т-же пок-т доступные дан потр-лю комбинации продуктов В и А, однако последним соотв-т меньшие совок полезности, о чем свидетельствует их расположение на более низких КБ. В тоже время точка N хотя и соотв-т большей величине полезности, чем точка B, но нах-ся выше бюджетной линии и, след-но, недоступна для дан потребителя
- 1. Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
- 6. Лидерство и стили упр-я.
- 7. План-е и контроль в системе м-та.
- 8. Теория корпоративного упр-я
- 9. Модели корпоративного управления.
- 10. Сравнительный анализ теорий мотивации
- 14.Основные изменения хар-ки современного бизнеса. Базовые модели упр-я и их основные хар-ки.
- 15. Принципы формирования орг. Стр-р и орг-ные отношения в м-те. Типы оргсвязей и иерархические стр-ры упр-я.
- 16. Цели орг-и. Правила построения дерева целей. Управление по целям (рез-там), преимущества и недостатки.
- 17. Основные принципы орг-и и требования к эф-ной системе контроля
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли
- 19. Возникновение и развития управленческой мысли в России
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рцб
- 21. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 24. Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 28. Налоговая система рф. Виды налогов.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 30. Кредит и его виды. Эл-ты кредитной сделки. Клас-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31. Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32. Осн. Этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33. Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды.
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 35. Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе нац-ных счетов.
- 36. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 37. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие Предложение денег.
- 38. Безработица, ее виды. Естественный ур-нь безработицы. Кривая Филипса. Регулирование рынка труда.
- 39. Бюджетный дефицит, способы его финан-я. Упр-е гос. Долгом.
- 40. Дискреционная и не дискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний баланс и внутренний баланс малой открытой экономики.
- 42. Платежный баланс, его статьи и счета.
- 1. Совершенная конкуренция.
- 45. З/пл: марксистский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы з/пл.
- 46. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглеца.
- 48. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52. Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55. Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57. Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59. Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60. Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61. Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62. Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64. Управление каналами распределения товаров
- 65. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67. Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68 Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69. Организационная культура: сущность и типология.
- 70. Законы функционирования и развития организации.
- 71. Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77. Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80. Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81. Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82. Формальные и неформальные группы в организации.
- 83. Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84. Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 88. Миссия, стратегические цели и задачи развития организации. Дерево целей.
- 85. Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87. Социологические методы исследования систем управления.
- 88. Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89. Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90. Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 94. Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 96. Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 97. Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр)
- 98. Приведение ситуаций к типовым при принятии ур. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- 100. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 101. Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 102. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103. Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104. Кризисы в управлении организацией.
- 105. Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 108. Логистическая система управления запасами.
- 109 Сущность и задачи транспортной логистики.
- 110. Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114. Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115. Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их характеристика.
- 116. Разработка бизнес-плана проекта.
- 117. Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119 Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121. Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122. Бюджетирование: сущность,назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123. Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124. Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 126 Методы ценообразования
- 127. Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129. Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130 Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131. Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132. Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133. Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 135. Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136. Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности предприятия
- Оценка деловой активности может быть также получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с другими предприятиями отрасли.
- 141. Факторный анализ прибыли.
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 144. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 1. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.
- 2. Метод расчета периода окупаемости проекта.
- 3. Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (npv).
- 147 Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148. Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.
- 149. Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 150. Сущность и принципы международных стандартов финансовой отчетности.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 79. Управление изменениями в организации
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 112. Управление массовым высвобождением персонала
- 134.Анализ и управление производственными запасами.