Правительство российской федерации постановление
От «….»…………..г. г. №……………
г. Москва
О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580).
Председатель правительства
Российской Федерации Ф.И.О.
Упражнение 2. Составьте заголовок к распорядительным документам, используя данные существительные в нужной форме:
Назначение, ликвидация, утверждение, реорганизация, создание, поощрение, увольнение.
Упражнение 3. Исправьте текст приказа, отделив констатирующую часть от распорядительной. Оформите и допишите документ в соответствии с правилами оформления распорядительных документов. Обратите внимание на использование соответствующих данному виду документа стандартных языковых моделей.
Приказ
В целях расширения спектра образовательной деятельности вуза, в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой на рынке интеллектуальных услуг и во исполнение Постановления Ученого совета университета от 28.04.98 г., протокол №8 приказываю:
организовать Институт современных технологий управления...
утвердить временное положение об ..
–назначить директором...
контроль за исполнением настоящего приказа возложить …..
Упражнение 4. составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работы и указав меру поощрения.
Упражнение 5. Соответствует ли приведённое ниже заявление требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте текст заявления.
Директору фирмы «Заря»
Афанасьеву Ю. П.
от Комова СП.
Заявление:
Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2009 в связи с причинами личного характера.
24.12. 2009
Комов СВ.
Упражнение 6. Напишите заявление: а) с просьбой перевести Вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить Вам академический отпуск; в) с просьбой принять Вас на работу.
Упражнение 7. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.
Доверенность
Я, Зотова В. А., доверяю моему мужу, Зотову С. П., получить мою зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.
20 мая 2010 года В. А. Зотова
Упражнение 8. Прочитайте доверенность, написанную К.И. Чуковским. На чём основан юмористический эффект этого послания? Можно ли считать его официальным документом?
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
Упражнение 9. Напишите доверенность на получение зарплаты, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.
Упражнение 10. Проанализируйте резюме, автор которого претендует на должность начальника отдела сбыта коммерческой фирмы. Что, на Ваш взгляд, следовало бы изменить, исправить в этом резюме? Напишите свой вариант.
Резюме
Шевчук Андрей Борисович
Образование. Высшее, окончил в 1989 г. Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков.
В 1999 г. – Институт переподготовки специалистов по специальности «Предпринимательская деятельность в сфере организации малого и среднего бизнеса – менеджер проекта».
Трудовая деятельность. С 1985 по 1989 был курсантом авиационного училища. С 1989 по 1998 год служил в строевых частях (1989 – 1991 – летчик; 1991 – 1995 – старший летчик; 1995 – 1998 – командир истребительно-авиационного звена). Уволен из рядов ВС в 1998 г. в звании майор из-за проведения организационно-штатных мероприятий. С 1998 года работаю начальником отдела «Внедрения новых технологий в подготовке семян сел./хоз. культур» коммерческого предприятия. Имею базу данных сельхозпроизводителей Рост, об., Краснодарского кр. Опыт отгрузки и оформления крупных партий продукции ж/д и автотранспортом. Оформления лицензий внешнеэкономической торговой деятельности.
Дополнительные трудовые навыки. Имею навыки работы на компьютере. Права категории «В», машина.
Общая информация о себе. Родился 30 сентября 1968 г. Женат, сын 91 г. р. Домашний адрес: г. Ростов-на-Дону пер. Островский, д. 12.
Дополнительная информация. Дисциплинирован, исполнителен.
Упражнение 11. Напишите резюме, представив, что Вы претендуете на одну из должностей: а) заместитель начальника конструкторского отдела завода; б) менеджер по продажам коммерческой фирмы; в) экономист торгового предприятия; г) секретарь-референт.
Упражнение 12. Составьте текст внутренней докладной записки от лица начальника отдела комплектации на имя директора предприятия. Поводом для докладной записки является систематическое нарушение графика поставки необходимых для производства деталей. Содержание докладной записки должно включать констатацию сложившейся ситуации и предложения по её решению.
Упражнение 13. Назовите типы и виды официальных писем. Приведите примеры языковых формул, выражающих мотивы, причины, цели написания делового письма, языковые формулы, выражающие предложение, отказ от предложения, сообщение, обещание, гарантию. Составьте начальные фразы официальных писем: гарантийного, сопроводительного, инициативного.
Упражнение 14. Выделите языковые модели, выражающие коммуникативные цели приведённого ниже делового послания. Определите его тип. Охарактеризуйте текст письма с точки зрения активного содержания(одноаспектное/многоаспектное):
Уважаемые господа!
Благодарим за Ваше письмо от ... 2000 г. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение.
Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем.
В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.
С уважением (подпись)
Упражнение 15. Определите коммуникативные функции данных языковых моделей. Закончите фразы деловых писем.
-
На основании договора о намерениях ...
-
В ответ на Вашу просьбу
-
Считаем необходимым еще раз напомнить Вам ...
-
Ставим Вас в известность о ...
-
Ваше предложение отклонено ...
-
Мы можем предложить Вам ...
-
Мы будем весьма признательны Вам за участие в ...
-
Убедительно просим Вас ...
Упражнение 16. Познакомьтесь с примером многоаспектного делового письма. Разделите текст письма на абзацы в соответствии с аспектами содержания.
Уважаемый Георгий Андреевич!
ЗАО «Союзподшипник» выражает заинтересованность в налаживании систематической и плановой работы с ОАО «Десятый подшипниковый завод». До настоящего времени мы строили отношения с Вашим заводом только по зачетным схемам. На сегодняшний день более выгодной является денежная форма расчетов. В связи с этим прошу предоставить нашей фирме скидку в размере 10 % от действующих денежных цен. Оплату не менее 3 000 000 рублей ежемесячно гарантируем.
Директор по маркетингу
ЗАО «Союзподшипник» И.Б.Северов
Упражнение 17. Определите тип приведённых ниже деловых писем (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо). Ответ обоснуйте.
На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту ISO 9001.
-
Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45.
-
С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете на позволяет положительно откликнуться на Ваше предложение о работе у нас.
-
В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО «Кольмекс» осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КПП), производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г. Ростове н/Д партиями по 10 – 15 т. автомобильным транспортом.
-
Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326 от 15.03.2010.
-
Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16. 03.2010 Вы должны завершить разработку проекта до 16. 11. 99. Просим Вас сообщить состояние работы.
-
Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров.
Получение просим подтвердить.
Упражнение 18. Составьте сопроводительные письма для отправки следующих документов: 1) приложение к договору; 2) каталог выставки-ярмарки. В тексте используйте языковые модели, соответствующие данному типу писем.
Упражнение 19. Познакомьтесь с приведёнными примерами писем-приглашений. Охарактеризуйте их композицию, стиль, форму изложения (трафаретный текст, авторский текст). Какова роль этикетных моделей в деловых посланиях этого типа?
Многоуважаемый Александр Васильевич!
Будем искренне рады видеть Вас в качестве почетного гостя на банкете по случаю юбилея нашей компании. Помощь и поддержка, оказанные Вами на этапе становления, позволили нам не только успешно конкурировать с фирмами-производителями аналогичной продукции в регионе, но и войти в десятку крупнейших производителей России. Уверены, что Вы не откажетесь разделить с нами радость в столь знаменательный для нас день.
Приглашаем Вас с супругой в ресторан «……» 12 мая 2010 г в 19 ч.
С уважением
Директор ЗАО
(подпись)
II
Уважаемый …………….
Всесоюзная торговая палата приглашает Вас на официальное открытие выставки «Современное механизированное и автоматизированное оборудование и средства транспортировки для пищевой промышленности». Открытие выставки состоится апреля 2010 г. в _________ часов на территории парка «Сокольники», у центрального входа на выставку.
Всесоюзная торговая палата
III
ОБЪЕДИНЕНИЕ ХИМЭКСПОРТ
И АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
«СОГО» (Франция) «СОБРЕН ХЕМИ ХАНДЕЛЬ» (Германия)
«СОКИМЕС» (Испания) «ИНТЕРПРОМ» (Австрия)
имеют честь пригласить
на прием по случаю Международной выставки «ХИМИЯ-2010»
10 марта 2000 г. в 18 часов по адресу: ……………………………….
IV
Дорогая Елена Вячеславовна! Поделюсь с Вами моей радостью: закончен многолетний труд.
22 октября 2010 г. в зале Ученого совета РГУ состоится защита моей докторской диссертации. Вы, мой первый научный руководитель, все эти годы поддерживали меня. Мне было бы очень приятно видеть Вас на защите. Надеюсь, что у Вас будет возможность приехать (расходы за проезд и проживание беру на себя).
С наилучшими пожеланиями
Ваша бывшая аспирантка _________________________________
(подпись)
Упражнение 20. Составьте письма-приглашения с предложениями принять участие в: а) выставке технического оборудования; б) студенческой научной конференции; в) выставке-продаже бытовой техники.
Упражнение 21. Определите вид приведенных ниже коммерческих писем (запрос/ответ на запрос; предложение (оферта)/ответ на предложение; рекламация/ответ на рекламацию). Напишите ответ на эти письма.
1.Ссылаясь на переговоры с Вашим представителем в апреле с.г., высылаем Вам коммерческое предложение на оптовые партии чугунных ванн с указанием минимального количества поставки по всем предлагаемым типам.
2.Благодарим за каталог, который Вы прислали, и сообщаем, что мы заинтересованы в импорте термостатов с интегрированным датчиком температуры «Schroff». Просим сделать нам предложение на 100 термостатов с приложением всех необходимых чертежей и указанием рода упаковки. Ввиду того что термостаты нам нужны срочно, просим указать в предложении кратчайший срок, в который Вы сможете отгрузить, по крайней мере, половину указанного количества.
3.Уважаемый _______________________________________
Крайние обстоятельства заставляют нас обратиться непосредственно к Вам.
23 сентября 2010 года мы оплатили два счета завода за 60 пакетов радиаторов на общую сумму 117745,8 рублей.
Наши предприятия долгие годы связывают добрые партнерские отношения, поэтому мы с пониманием воспринимаем проблемы завода и переносы сроков отгрузки оплаченных нами радиаторов.
Вместе с тем прошло уже почти два месяца с момента нашей предоплаты. Мы имеем серьезные проблемы как в связи с отсутствием радиаторов, так и в связи с отсутствием оборотных средств, находящихся у Вас.
В сложившейся ситуации убедительно просим Вас найти возможность отпустить нашей фирме не менее 80 % оплаченных нами радиаторов.
Упражнение 22. Проанализируйте приведённые тексты коммерческих писем. Дайте их сравнительную характеристику, обращая внимание на использование стандартных языковых моделей, степень индивидуализации подхода в подаче информации («Я-подход», «Мы-подход»), использование этикетных речевых средств, общую тональность послания. Какие школы делового письма, на Ваш взгляд, представлены в этих письмах?
I.
Уважаемый мистер Браун! Благодарю Вас за запрос о нашем новом магнитофоне. Прилагаю брошюру, в которой приводится общая информация о нашем товаре.
На Ваши конкретные вопросы мы можем ответить следующим образом:
-
Стоимость магнитофона составляет 300 долларов плюс 13,5% НДС.
-
Мы предлагаем пятипроцентную скидку при заказе на покупку от 5 магнитофонов.
-
Доставку мы можем осуществить в течение десяти дней со дня получения заказа.
Пока Вы не открыли у нас свой счет, мы вынуждены просить Вас произвести оплату одновременно с направлением нам заказа.
Если возникнут другие вопросы, прошу без колебаний связаться со мной.
Искренне Ваш
Роберт Рафсон
II.
В ответ на запрос от 04.05.2010 по поставке партии компьютеров сообщаем Вам, что готовы его выполнить.
Конкретная информация о ценах, сроках поставки, транспортировке и форме оплаты дана в приложении.
Приложение: прайс-лист на 3 л. в 2 экз.
Коммерческий директор подпись А. Ф. Гололедов
Рекомендуемая литература:
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
-
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2008.
-
Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. – М., 1998.
-
Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.
-
Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.
-
Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. М.: «ПРИОР», 1998.
-
Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. 250 писем и записок в помощь менеджеру. – М., 1994.
-
Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Практическое занятие 4
Тема: «Деловой этикет»
-
Дайте определение этикета. Какова его функция?
-
Объясните, какую роль играют регламент, протокол, дипломатический протокол, деловой протокол в деловом общении?
-
В чём сходство и различие между понятиями «этикет» и «протокол»?
-
Дайте определение речевого этикета. Каковы его роль и функции?
Речевой тренинг
-
Знакомство
-
Познакомьтесь с собеседником в заданных ситуациях, разыгрывая следующие роли (на выбор) в парах:
а) Вы знакомитесь с руководителем учреждения, куда Вы приняты на работу.
Роли: экономист/ бухгалтер/ маркетолог и директор фабрики «Рабочий металлист»; специалист по налогообложению и начальник областной налоговой службы; начальник цеха и директор завода «Алюпласт»; туроператор и директор фирмы «Престиж»; юрисконсульт и начальник юридической фирмы «Гарант».
Не забывайте, что руководитель (лидер общения) должен создать доброжелательную атмосферу разговора, дать новому сотруднику почувствовать заинтересованность в себе как в специалисте. Вот несколько реплик, которые помогут руководителю в этом:
– Рад видеть Вас в качестве сотрудника фирмы. Надеюсь, наше сотрудничество будет взаимовыгодным и плодотворным;
– Желаю Вам успеха и творческих начинаний. Специалисты Вашего профиля нам очень нужны;
– Работа у нас интересная (возможна другая краткая характеристика). Надеюсь, что Вы с ней справитесь.
Возможные варианты ответа для сотрудника:
– Надеюсь Вас не разочаровать.
– Спасибо, я постараюсь.
– Благодарю Вас. Я сегодня же приступаю к своим рабочим обязанностям.
– Постараюсь оправдать Ваше доверие (ожидания, надежды).
б) Вы – участник международного совещания. Познакомьтесь со своим коллегой в неофициальной обстановке. Ваш мотив – договориться о деловом ужине.
Вопросы:
– Как Вы считаете, в данной ситуации по сравнению с предыдущей познакомиться с коллегой будет легче или сложнее? Обоснуйте свой ответ.
– С какой целью на таких мероприятиях люди завязывают новые знакомства??
В подобном знакомстве манера лидера общения напоминает мягкий кошачий шаг: на каждом этапе знакомства говорящий, соотнося профессиональные возможности нового знакомого со своими деловыми интересами, оставляет себе шанс выйти из контакта.
Этапы знакомства:
-
«Зацепляющий внимание крючок» – фраза, которая предназначена привлечь внимание адресата к говорящему: «Вы не подскажете, который час? / как пройти…», «Вам на какой этаж?», «Вы не возражаете?», «Вам помочь?» и т.д. Прокомментируйте, в каких ситуациях могут звучать подобные обращения.
-
Ориентировка в выборе общения: говорящий уточняет отношение адресата к своей социальной общности. Самое уместное спросить: «Вы, случайно, не участник…»; «Ваше лицо кажется мне знакомым… Не мог ли я Вас видеть на…»; «Узнаю знакомый лейбл! Я тоже участник ..». Прокомментируйте смысловые сигналы, заложенные в этих репликах. Как будет способствовать ответ на дальнейший ход знакомства?
-
Знакомство. Уместно «смягчить» представление фразами типа: «Может быть, познакомимся?», «Забыл представиться» и т.д. Вы назовёте только своё имя или представитесь согласно деловому этикету? Обоснуйте своё мнение. Скажите, как на данном этапе знакомства можно тактично выйти из контакта, если собеседник не вызывает Вашего делового интереса?
-
Определение своего делового интереса. Подойдут фразы: «Какая удача! Мы как раз искали сотрудничества с … / в области…», «Думаю, мы могли бы быть друг другу полезны. Как Вы считаете?». Придумайте свои версии указания на свой деловой интерес, прокомментируйте тактику говорящего.
-
Приглашение на деловой ужин. Оно обязательно сопровождается ссылками на деловой характер предстоящей встречи: «Где мы заодно сможем обсудить // возможности нашего делового партнёрства / наше возможное сотрудничество», «Где мы , возможно, найдём общие деловые интересы» – и т.д. Какие этикетные фразы-«расширители» нельзя забыть?
-
Обозначение условий встречи. Какие этикетные фразы-расширители необходимо использовать? Что должен оговорить адресат, если предлагаемые условия встречи ему не подходят?
-
Подтверждение адресатом правильности своего понимания условий встречи.
-
Вы – председатель делового совещания и директор предприятия «Рубин». Некоторые участники незнакомы друг с другом. Представьтесь им. Представьте их друг другу.
Ваши сотрудники: начальник отдела маркетинга, главный экономист, юрисконсулт.
Ваши гости: Бакыр Али, директор фирмы «Алтун», Уздемир Бахадыр, ведущий экономист фирмы «Алтун» (г. Аланья, Турция).
Вопросы:
– Как Вы начнёте совещание: какие обращения к аудитории возможны (прокомментируйте их воздействие); как Вы представитесь?
– Кого – гостей фирмы или её сотрудников – Вы будете приветствовать в первую очередь? Кого представлять во вторую очередь?
– Какой должна быть реакция представляемых?
– Как Вы думаете, в какой момент приветствия нужно произнести деловой комплимент?
– Нужно ли произносить деловые комплименты в адрес своих сотрудников? Обоснуйте своё мнение.
- Раздел 1. Особенности официально-делового стиля речи
- Лингвистические особенности официально-делового стиля речи
- Раздел 2. Нормы делового письма
- Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Словосочетание
- Синтаксические нормы
- Конструкции с однородными членами: одними из самых частых ошибок в деловых текстах являются ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения.
- Раздел 3. Деловое письмо
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Реквизит «наименование организации»
- Реквизит «дата документа»
- Реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа»
- Реквизит «адресат»
- Реквизит «гриф утверждения документа»
- Реквизит «резолюция»
- Реквизит «заголовок тексту»
- Реквизит «подпись»
- Реквизит «визы согласования документа»
- Реквизит «отметка о заверении копии»
- Реквизит «фамилия исполнителя и номер его телефона»
- Реквизит «отметка об исполнении документа и направлении его в дело»
- Реквизит «отметка о поступлении»
- Деловые письма
- Этикет делового письма
- Структура делового письма
- Образец делового письма:
- Структура коммерческих писем
- Образец письма-запроса:
- Образец письма-ответа 1:
- Образец письма-ответа 2:
- Организационно-распорядительная документация
- Личные документы
- Школы делового письма
- Раздел 4. Реклама в деловой речи
- Что подарить?!
- Каждый ребенок – талант!
- Международный кодекс рекламной практики Основные принципы
- Раздел 5. Деловой этикет
- Знакомство
- Приветствие и прощание
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Раздел 6. Служебно-деловое общение
- Деловые переговоры
- Деловое совещание в коллективе сотрудников
- Советы руководителю совещания
- Методы коллективного принятия решений
- Этапы мыслительно-речевой деятельности участников «мозговой атаки»:
- Двусторонние деловые переговоры
- Этап уточнения позиций
- Этап обсуждения позиций
- Этап согласования позиций
- Недостатки при ведении переговоров
- Презентация
- Публичная презентация
- Камерная презентация
- Приватная презентация
- Презентационная речь как разновидность публичной речи
- Интервью
- Практическое занятие 1 Тема: «Особенности официально-делового стиля речи»
- Договор №23
- 1. Предмет договора
- Задания для студентов экономических специальностей:
- Задания для студентов технических специальностей:
- Задания, общие для студентов вышеуказанных специальностей
- Задания для студентов-юристов:
- Практическое занятие 2 Тема: «Нормы делового письма» Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Практическое занятие 3 Тема: «Деловое письмо»
- Распоряжение
- Правительство российской федерации постановление
- Образцы деловых комплиментов
- Приветствие и прощание
- Вы входите в помещение, где Ваши коллеги собрались на совещание. Поприветствуйте их.
- Обратитесь к Вашему руководителю и договоритесь с ним о встрече.
- Вам необходимо срочно уйти с делового совещания. Как Вы обратитесь к присутствующим?
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Двусторонние деловые переговоры
- Презентация
- Презентационная речь
- Интервью