logo
Методическое пособие-1

Извинение

Степень серьёзности проступка, за который следует принести извинения, может быть самой различной (от незначительного опоздания – до невыполнения обязательства). Причины могут быть также различными: объективными (болезнь, нарушения в работе транспорта и т. п.) и субъективными (просто забыл). Нужно принести извинения в той форме, которая наиболее уместна в данном случае. Своевременные корректные извинения в сфере деловых отношений – аксиома.

Языковые средства выражения извинения зависят как от степени проступка, так и от степени официальности ситуации. Наиболее употребительная формула извинения за незначительный проступок:

– Извините (пожалуйста) (за что?) за опоздание, за беспокойство...

– Прошу извинить меня (приношу свои извинения) – формула, более принятая для обращения к группе лиц.

Оттенок усиления официальности содержится в речевых формулах:

– Приношу свои ( глубокие) извинения.

– Я должен извиниться перед Вами (принести извинения).

– Я не могу не принести извинения Вам.

– Разрешите извиниться перед Вами.

– Разрешите извиниться за ...

Наконец, наиболее серьезные проступки (невыполнение данного слова, тем более, нарушение обязательства) требуют извинения в развёрнутой форме (возможно – письменного) с уточнением причин, из-за которых обещание не было выполнено:

– Разрешите принести извинения по поводу (чего?)...

– Убедительно прошу извинить меня: я не смог выполнить своего обещания, поскольку должен был срочно выехать в командировку.

При указании причины используются такие предлоги, союзы, союзные слова: так как; потому что, из-за того, что и др.

Извинение-предупреждение: если вы не успеваете прийти на встречу или предполагаете, что можете опоздать – позвоните человеку, с которым назначена встреча:

– Прошу меня извинить: я не смогу быть у вас в 12 часов. Если можно (если это для вас удобно), перенесём время встречи на полчаса позже?

– Это возможно. Итак, встречаемся в 12.30. Благодарю Вас за звонок.

Так принято отвечать на извинение-предупреждение: повторение новых условий встречи и благодарность за предупредительность.

В большинстве ситуаций при личном общении ответа на извинение за небольшой проступок просто не требуется: достаточно кивнуть или одобрительно посмотреть. Наиболее часто употребляемые ответы (в том числе по телефону):

– Пожалуйста.

– Не стоит извинения.

– Не беспокойтесь, я уже забыл.

Реакция на извинение за серьёзный проступок должна прозвучать, поскольку партнёр ждёт этого, но и здесь ответ должен быть корректным и немногословным:

– Я принимаю Ваши извинения. Надеюсь, // подобное больше не повторится / Вы понимаете недопустимость в дальнейшем подобных действий / Вы понимаете, что, если такое повторится, мы вынуждены будем поставить вопрос о Вашем увольнении.