Методы коллективного принятия решений
-
Метод выделения основных компонентов проблемы призван суммировать общее представление участников о содержании и возможных путях решения проблемы на начальном этапе (этим методом может воспользоваться инициативная группа, готовящая совещание). Компонентами могут быть:
а) Причина (некий факт) – следствие. Например:
Причина: несоответствие финансовых возможностей фирмы планам её развития, необходимость увеличить её доходы.
Следствие успешного решения проблемы (то, что мы будем делать):
– усовершенствование производственных технологий;
– расширение ассортимента фирменной продукции;
– повышение рейтинга продукции на рынке сбыта;
– обеспечение дифференцированного подхода к покупателю.
б) Условие (некая цель, перспектива) – следствие. Например:
Условие: повышение рейтинга фирмы на рынке труда.
Следствие:
– увеличение расходов на содержание производственных корпусов фирмы, на техническое оборудование, увеличение фонда заработной платы;
– повышение культуры труда;
– стимулирование сотрудников к раскрытию творческого потенциала: надбавки за инновации, дополнительное привлечение специалистов на условиях почасовой оплаты.
в) Факторы, способствующие решению проблемы и тормозящие его (анализ реально существующих факторов, которые будут задействованы при решении проблемы: кадры, материальная база и т.д.).
2. Метод «домино». При решении проблемы используются некие аналогии, производится опора на уже имеющиеся материалы: с одной стороны, факты и цифровые данные, с другой – существующий опыт, определённость мнений участников совещания, наличие конкретных предложений.
В этом случае роль руководителя совещания будет ведущей: необходимо разумно скомпоновать, «сложить», как в игре «домино», предложения, представляющие наибольший интерес. Творческое использование аналогий вполне может дать достаточно продуманную и эффективную цепочку решений.
-
Эвристические методы решения проблем. Их корни – в эвристических диалогах Сократа (Древняя Греция). Это наиболее современные методы коллективного поиска истины. Разные подходы, взгляды участников рассматриваются не как помеха, а как средство генерирования идей.
Эвристические методы принято противопоставлять логическим, где преобладают строгие правила классификации, анализа. Есть проблемы, где много неизвестного, не поддающегося логическим алгоритмам. Здесь нужны эвристические подходы, во многом основанные на интуиции и определяющие вероятное направление поиска. Человеческий мозг способен к прогнозу, к предвосхищению на основе прошлого опыта, причём информация может синтезироваться неосознанно и не подкрепляться развёрнутыми аргументами.
Выдвигаются различные идеи, подходы к решению проблемы, некоторые из них отвергаются сразу, другие, заслуживающие внимания, рассматриваются всесторонне. Эвристический подход не гарантирует бесспорного успеха, но именно в этом случае возможно решение оригинальное и наиболее выгодное.
Метод «мозговой атаки» (термин американского учёного Осборна) – один из наиболее действенных эвристических методов. Суть его сводится к тому, что сверхзадачей коллективных поисков путей и средств решения проблемы объявляется генерирование идей, самых разных, неожиданных, и их «проверка на прочность» через деструктирование, формулирование контраргументов.
- Раздел 1. Особенности официально-делового стиля речи
- Лингвистические особенности официально-делового стиля речи
- Раздел 2. Нормы делового письма
- Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Словосочетание
- Синтаксические нормы
- Конструкции с однородными членами: одними из самых частых ошибок в деловых текстах являются ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения.
- Раздел 3. Деловое письмо
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Реквизит «наименование организации»
- Реквизит «дата документа»
- Реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа»
- Реквизит «адресат»
- Реквизит «гриф утверждения документа»
- Реквизит «резолюция»
- Реквизит «заголовок тексту»
- Реквизит «подпись»
- Реквизит «визы согласования документа»
- Реквизит «отметка о заверении копии»
- Реквизит «фамилия исполнителя и номер его телефона»
- Реквизит «отметка об исполнении документа и направлении его в дело»
- Реквизит «отметка о поступлении»
- Деловые письма
- Этикет делового письма
- Структура делового письма
- Образец делового письма:
- Структура коммерческих писем
- Образец письма-запроса:
- Образец письма-ответа 1:
- Образец письма-ответа 2:
- Организационно-распорядительная документация
- Личные документы
- Школы делового письма
- Раздел 4. Реклама в деловой речи
- Что подарить?!
- Каждый ребенок – талант!
- Международный кодекс рекламной практики Основные принципы
- Раздел 5. Деловой этикет
- Знакомство
- Приветствие и прощание
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Раздел 6. Служебно-деловое общение
- Деловые переговоры
- Деловое совещание в коллективе сотрудников
- Советы руководителю совещания
- Методы коллективного принятия решений
- Этапы мыслительно-речевой деятельности участников «мозговой атаки»:
- Двусторонние деловые переговоры
- Этап уточнения позиций
- Этап обсуждения позиций
- Этап согласования позиций
- Недостатки при ведении переговоров
- Презентация
- Публичная презентация
- Камерная презентация
- Приватная презентация
- Презентационная речь как разновидность публичной речи
- Интервью
- Практическое занятие 1 Тема: «Особенности официально-делового стиля речи»
- Договор №23
- 1. Предмет договора
- Задания для студентов экономических специальностей:
- Задания для студентов технических специальностей:
- Задания, общие для студентов вышеуказанных специальностей
- Задания для студентов-юристов:
- Практическое занятие 2 Тема: «Нормы делового письма» Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Практическое занятие 3 Тема: «Деловое письмо»
- Распоряжение
- Правительство российской федерации постановление
- Образцы деловых комплиментов
- Приветствие и прощание
- Вы входите в помещение, где Ваши коллеги собрались на совещание. Поприветствуйте их.
- Обратитесь к Вашему руководителю и договоритесь с ним о встрече.
- Вам необходимо срочно уйти с делового совещания. Как Вы обратитесь к присутствующим?
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Двусторонние деловые переговоры
- Презентация
- Презентационная речь
- Интервью