logo
Методическое пособие-1

Презентация

В практике делового общения широкое распространение получили презентации. Рассмотрение этой формы коммуникации начнем с уточнения значения самого слова презентация. Латинское praesentatio переводится как «представление», «предъявление». Вначале это слово употреблялось у нас в качестве термина в значении «предъявление, представление к взысканию денежного документа», например, презентация векселя, согласно «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (т. 3, 1939). «Словаря русского литературного языка» в 17 томах (т. 11, 1961). «Современный словарь иностранных слов» (1993) уточняет прежнее и фиксирует новое значение слова презентация:

Презентация (лат. praesentatio) — 1) представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж (трассату); 2) общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например, книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации.

А вот в «Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения» (1998) отмечаются только его новые значения: 1) Большой официальный прием (иногда с угощением), устраиваемый фирмой, организацией, предприятием и т. п. с целью рекламы, для ознакомления со своей деятельностью; 2) Торжественное публичное представление, демонстрация чего-либо (иногда сопровождаемое приёмом с угощением).

Под презентацией мы будем принимать любое публичное представление чего-либо нового.

По мнению Л. Арредондо, специалиста по эффективной коммуникации, презентации помогают отдельным лицам или организациям приобрести необходимую известность, которая является визитной карточкой делового успеха, и таким образом достичь своих целей.

Автор формулирует цели, которых может достичь человек в результате успешной презентации:

  1. Создать мнение о себе как о высококвалифицированном специалисте, знающим свою работу и относящимся к ней творчески.

  1. Проявить свои лидерские качества и интеллектуальный потенциал.

  1. Продемонстрировать инициативность, организованность и способность к творчеству.

  2. Убедить других принять ваши идеи, рекомендации, предложения или точку зрения.

Большие возможности презентация открывает и перед организацией любого типа. Она позволяет:

  1. Продвинуть продукцию, услуги; расширить интересы, обогатить программу.

  2. Распространить информацию внутри организации или среди широкой публики.

  3. Повысить узнаваемость имени или названия.

  4. Поднять восприимчивость потребителя к новым продуктам или услугам.

  5. Найти пути и новые возможности воздействовать на тех, кого организация стремится обслуживать (т.е. клиентов, избирателей, жертвователей и прочих).

Таким образом, презентация мобилизует ресурсы личности и организации, увеличивает их популярность, привлекает внимание к их деятельности деловых кругов и широкой общественности.

Главная цель деловой презентации – убедить присутствующих подействовать в нужном направлении: одобрить предлагаемый проект; поддержать новую идею предложение; купить продукт или услугу; принять бюджет, законодательный акт; использовать полученную информацию; внедрить новые методы; проголосовать за кандидата; подписаться на периодическое издание и т.д.

Существуют различные виды презентаций. Л. Арредондо выделяет два типа презентаций: внешние и внутренние. Внешняя презентация рассчитана на лиц, не принадлежащих к организации, которую представляет презентатор. Например, выступление торгового представителя фирмы перед покупателями. Внутренняя презентация проводится в рамках одной организации (например, управляющий обращается к руководящим работникам своей фирмы, менеджер выступает перед сотрудниками отдела, референт докладывает совету по некоторой теме).

Внутренние презентации по в зависимости от позиции сторон по вертикали делятся на нисходящие и восходящие. Если коммуникация идёт вниз по иерархической лестнице, т.е. руководитель выступает перед начальниками подразделений, начальники подразделений – перед подчинёнными, то презентация будет нисходящей. Наоборот, презентация подчинённого перед начальником отдела, начальника – перед руководителем организации называется восходящей.

Как внешние, так и внутренние презентации могут быть продвигающими (их цель – рекламировать, продвигать, внедрять новые идеи, услуги, товары, программы, поддерживать определённого кандидата, политическую платформу и т.п.) и информационными (основной акцент ставится на сообщение и передачу информации).

Целесообразно рассматривать презентации также с точки зрения размера аудитории, т.е. количества слушателей, к которым обращается презентатор. По этому параметру выделяют три типа презентаций: публичные, камерные и приватные.