logo
Методическое пособие-1

Поздравление, благодарность

В деловом общении употребляется как нейтральная форма речевых единиц, так и стилистически повышенная (особенно в письменной речи): примите мою благодарность, позвольте выразить благодарность. Выби­рается тот вариант, который наиболее приятен, предпочтителен для собеседника.

Так, экспрессивность нейтральных речевых единиц может быть усилена расширением этикетной формулы:

– От всей души благодарю Вас;

– Сердечно поздравляем ... – но такой вариант возможен только в соответствующей праздничной ситуации.

А вот стилистически повышенные формулы характерны именно для официальной обстановки общения:

– Разрешите мне поздравить (передать поздравление от имени...);

– Позвольте мне поблагодарить (выразить благодарность);

– Примите нашу благодарность (наши поздравления);

– Не могу не поблагодарить за ...

То же можно сказать и об ответных формулах благодарности:

– Я признателен (льна) за внимание... (за поздравление…; за то, что…);

Вариант усиления экспрессивности речевых единиц:

– Я Вам очень, (глубоко, чрезвычайно) признателен (благодарен) за то, что...;

– У меня не хватает слов, чтобы отблагодарить Вас...

Выражение благодарности, усиленное комплиментом:

– Спасибо. Вы очень внимательны.

– Благодарю Вас. Вы так любезны.

Однако в ситуациях повседневного делового общения поздравления достаточно редки и стилистически нейтральны:

– Вас можно поздравить с завершением работы?

– Примите поздравления: наш проект принят.

Этикет делового общения предполагает благодарность (сдержанно-корректную, а не эмоциональную) в ответ на положительную оценку вашей деятельности:

– Благодарю. Мне очень приятно (я рад) слышать такой отзыв о своей работе; слышать такие слова (о…).

Наиболее же распространенная форма благодарности – обычное и традиционное для русского этикета «спасибо», используемое в самых различных ситуациях:

– Спасибо за помощь (за совет, за предостережение).

– Спасибо за внимание.

На пресс-конференции:

Закончив выступление, говорящий благодарит за внимание аудиторию:

– Спасибо (благодарю) за внимание.

Задавая вопрос, говорящий заранее благодарит за ответ, поскольку слово ему предоставляется только один раз (поблагодарить отвечавшего после ответа он не сможет):

– Как вы думаете... (формулировка вопроса). Спасибо.