logo
Методическое пособие-1

Просьба, совет

    1. В роли руководителя выразите своему подчинённому деловую просьбу.

– Какие формы глагола Вы используете? Будете ли Вы использовать этикетные расширители?

    1. Обратитесь с просьбой к коллеге, равному по возрасту и служебному положению.

– На что Вам необходимо указать, если Ваша просьба потребует от коллеги затрат сил и времени, пусть даже незначительных?

    1. В роли руководителя выразите своему подчинённому некатегоричную просьбу.

– В чём особенность подобной просьбы? Какие глаголы отражают её специфику?

    1. Разыграйте диалог: совет и ответ на него.

– У Вас могут попросить совета, Вы можете дать совет и по собственной инициативе. Какие речевые клише характеризуют каждую из этих ситуаций?

Помните, что Вы можете выбирать из двух ситуаций в построении диалога: когда адресант по своей инициативе обращается к адресату с советом или когда адресат сам просит у него совета. Как особенности той или иной ситуации отразятся в речи адресанта?

Рекомендуемая литература:

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Учеб. Пособие для студентов-иностранцев. Изд. 3-е, испр. М., «Русский язык», 1983.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2001.

  4. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

  6. .Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.

  7. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ф. н., проф. Л.К. Граудина и д. ф. н., проф. Е.Н. Ширяев. М.: Норма, 2006.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. 13-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008.

  9. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. М.: КУбК-а, 1997.

  10. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты. М., 1987.

  11. Формановская Н.И. Русский речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Практическое занятие № 5

Тема: «Деловые переговоры»

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Деловые переговоры

  1. Дайте определение деловых переговоров. В чём состоят их отличительные черты? Варианты классификации деловых переговоров.

  2. Какова главная цель переговоров? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. В каких случаях деловые переговоры необходимы и когда к ним не рекомендуется приступать?

Деловое совещание в коллективе сотрудников

  1. Дайте определение делового совещания в коллективе сотрудников. К каким вариантам классификации деловых переговоров его можно отнести?

  2. Какую роль играет руководитель на этапах подготовки и проведения совещания в коллективе сотрудников?

  3. В чём состоит метод выделения основных компонентов проблемы при принятии коллективного решения? Приведите примеры.

  4. Опишите особенности проведения совещания по методу «домино».

  5. Характеризуйте эвристические методы решения деловых вопросов.

  6. Структура проведения делового совещания по методу «мозговой атаки».

Практическое задание 1. Тренинг «Деловое совещание по методу «мозговой атаки». Выберите актуальный вопрос для вашей группы, требующий ближайшего решения. Положите его в основу тренинговой игры. Выберите председателя вашего делового совещания, группу «аналитической оценки». Проведите игровое деловое совещание по методу «мозговой атаки», соблюдая его этикетное оформление.