Просьба, совет
-
В роли руководителя выразите своему подчинённому деловую просьбу.
– Какие формы глагола Вы используете? Будете ли Вы использовать этикетные расширители?
-
Обратитесь с просьбой к коллеге, равному по возрасту и служебному положению.
– На что Вам необходимо указать, если Ваша просьба потребует от коллеги затрат сил и времени, пусть даже незначительных?
-
В роли руководителя выразите своему подчинённому некатегоричную просьбу.
– В чём особенность подобной просьбы? Какие глаголы отражают её специфику?
-
Разыграйте диалог: совет и ответ на него.
– У Вас могут попросить совета, Вы можете дать совет и по собственной инициативе. Какие речевые клише характеризуют каждую из этих ситуаций?
Помните, что Вы можете выбирать из двух ситуаций в построении диалога: когда адресант по своей инициативе обращается к адресату с советом или когда адресат сам просит у него совета. Как особенности той или иной ситуации отразятся в речи адресанта?
Рекомендуемая литература:
-
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Учеб. Пособие для студентов-иностранцев. Изд. 3-е, испр. М., «Русский язык», 1983.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2001.
-
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2004.
-
Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
-
.Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.
-
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ф. н., проф. Л.К. Граудина и д. ф. н., проф. Е.Н. Ширяев. М.: Норма, 2006.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. 13-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008.
-
Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. М.: КУбК-а, 1997.
-
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты. М., 1987.
-
Формановская Н.И. Русский речевой этикет и культура общения. М., 1989.
Практическое занятие № 5
Тема: «Деловые переговоры»
Ответьте на вопросы и выполните задания:
Деловые переговоры
-
Дайте определение деловых переговоров. В чём состоят их отличительные черты? Варианты классификации деловых переговоров.
-
Какова главная цель переговоров? Обоснуйте свою точку зрения.
-
В каких случаях деловые переговоры необходимы и когда к ним не рекомендуется приступать?
Деловое совещание в коллективе сотрудников
-
Дайте определение делового совещания в коллективе сотрудников. К каким вариантам классификации деловых переговоров его можно отнести?
-
Какую роль играет руководитель на этапах подготовки и проведения совещания в коллективе сотрудников?
-
В чём состоит метод выделения основных компонентов проблемы при принятии коллективного решения? Приведите примеры.
-
Опишите особенности проведения совещания по методу «домино».
-
Характеризуйте эвристические методы решения деловых вопросов.
-
Структура проведения делового совещания по методу «мозговой атаки».
Практическое задание 1. Тренинг «Деловое совещание по методу «мозговой атаки». Выберите актуальный вопрос для вашей группы, требующий ближайшего решения. Положите его в основу тренинговой игры. Выберите председателя вашего делового совещания, группу «аналитической оценки». Проведите игровое деловое совещание по методу «мозговой атаки», соблюдая его этикетное оформление.
- Раздел 1. Особенности официально-делового стиля речи
- Лингвистические особенности официально-делового стиля речи
- Раздел 2. Нормы делового письма
- Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Словосочетание
- Синтаксические нормы
- Конструкции с однородными членами: одними из самых частых ошибок в деловых текстах являются ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения.
- Раздел 3. Деловое письмо
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Реквизит «наименование организации»
- Реквизит «дата документа»
- Реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа»
- Реквизит «адресат»
- Реквизит «гриф утверждения документа»
- Реквизит «резолюция»
- Реквизит «заголовок тексту»
- Реквизит «подпись»
- Реквизит «визы согласования документа»
- Реквизит «отметка о заверении копии»
- Реквизит «фамилия исполнителя и номер его телефона»
- Реквизит «отметка об исполнении документа и направлении его в дело»
- Реквизит «отметка о поступлении»
- Деловые письма
- Этикет делового письма
- Структура делового письма
- Образец делового письма:
- Структура коммерческих писем
- Образец письма-запроса:
- Образец письма-ответа 1:
- Образец письма-ответа 2:
- Организационно-распорядительная документация
- Личные документы
- Школы делового письма
- Раздел 4. Реклама в деловой речи
- Что подарить?!
- Каждый ребенок – талант!
- Международный кодекс рекламной практики Основные принципы
- Раздел 5. Деловой этикет
- Знакомство
- Приветствие и прощание
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Раздел 6. Служебно-деловое общение
- Деловые переговоры
- Деловое совещание в коллективе сотрудников
- Советы руководителю совещания
- Методы коллективного принятия решений
- Этапы мыслительно-речевой деятельности участников «мозговой атаки»:
- Двусторонние деловые переговоры
- Этап уточнения позиций
- Этап обсуждения позиций
- Этап согласования позиций
- Недостатки при ведении переговоров
- Презентация
- Публичная презентация
- Камерная презентация
- Приватная презентация
- Презентационная речь как разновидность публичной речи
- Интервью
- Практическое занятие 1 Тема: «Особенности официально-делового стиля речи»
- Договор №23
- 1. Предмет договора
- Задания для студентов экономических специальностей:
- Задания для студентов технических специальностей:
- Задания, общие для студентов вышеуказанных специальностей
- Задания для студентов-юристов:
- Практическое занятие 2 Тема: «Нормы делового письма» Текстовые нормы делового стиля
- Языковые нормы делового письма Лексические нормы
- Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля
- Грамматические нормы
- Практическое занятие 3 Тема: «Деловое письмо»
- Распоряжение
- Правительство российской федерации постановление
- Образцы деловых комплиментов
- Приветствие и прощание
- Вы входите в помещение, где Ваши коллеги собрались на совещание. Поприветствуйте их.
- Обратитесь к Вашему руководителю и договоритесь с ним о встрече.
- Вам необходимо срочно уйти с делового совещания. Как Вы обратитесь к присутствующим?
- Поздравление, благодарность
- Извинение
- Просьба, совет
- Двусторонние деловые переговоры
- Презентация
- Презентационная речь
- Интервью