logo search
ГОСЫ%20(1)[1]

9.Влияние туризма на развитие экономики

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

Туристская политика государства это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных

целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия — выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика — конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение

выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны.

Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты.

Коэффициент занятости. Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест — один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику.

Наиболее исследованная категория занятых в туризме — в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время,

может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход,

который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель,

то его администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или отложить часть прибыли.

Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонности к сбережению (МСС) — оттоком денег из местной экономики.

Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные

действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику.

Основным объективным фактором определяющим уровень потребления является доход, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов.

Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристских предприятий выражается

отношением ‚ потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе,

которое его вызвало.

Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность

к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Утечка денежных средств. Утечка — это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся на туристские потребности за

пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то очевидно, что это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не

отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической

прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг,

так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.

В России сейчас утечка достаточно велика, так как из-за упадка производственной сферы отелям, транспортным пред приятиям и прочим поставщикам туристской отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.

Индустрия туризма является участником мировой торговли. Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в

иностранной валюте и дают доход в казну. Не говоря уже о том, что "кормит" эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием

туристических услуг. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. Туризм для мирового сообщества уже давно является

одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового дохода. Значение туризма как источника валютных поступлений,

обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций:

туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости, создает новые рабочие места и увеличивает доход,

выступает зачастую катализатором ускоренного развития национальной экономики (из турфирмы в бюджет: 1.услуги гостиниц, ресторанов.2.налоги.3.доп-е услуги).

растет валовой национальный продукт и платёжный баланс страны (иностранные туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем

самым активизируют её платежный баланс).

привлекается капитал, увеличивается денежный поток в том числе иностранный – туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Привлечение иностранных туристов в страну-это прежде всего солидный доход для страны. Туристы тратят деньги в ресторанах, отелях, транспорте и т.д. следуя тем что

они проникают в экономику страны пребывания. Чем больше иностранные туристы расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики страны , поскольку

увеличение расходов иностранных туристов в принимающей стране увеличивают ее национальный доход. Прежде всего это связано с налогообложением , а точнее с ростом поступлений

от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму .

способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма – развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг

стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов, выступает зачастую пионером освоения новых районов (создание предприятий туристской индустрии в

удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест,

удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов)

развитие туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов, активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие

культуры оказывает положительное влияние на другие

отрасли народного хозяйства

развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах

реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением

характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций.

выступает как эффективное средство охраны природы и культур-го населения, поскольку именно эти элементы состав-ют основу его ресурсной базы.

может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую менее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но также обеспечит и более разнообразию возможность трудоустройства местного населения и как следствие увеличение дохода от налогов.

Имеет место также и других фактор, так называемый фактор ускорения или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие местной базы туризма будет способствовать дальнейшему привлечению новых инвестиций в развитие туризма со стороны национальных и иностранных источников.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.; способствует оттоку денег за границу

при туристском импорте; вызывает экологические и социальные проблемы. (бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения).

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов

питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую

деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.