logo
ГОСЫ%20(1)[1]

37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.

«Инновационная стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы

взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.»

«Инновационная стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.»

Существует четыре основных типа инновационных стратегий:

Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. «Она включает общие принципы, на основе

которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.»

Существуют четыре различные группы правил:

Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром,

а количественное содержание – заданием.

Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать

свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф:

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит

рост и укрепление позиций фирмы.

Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться

сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия –

средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе

ориентиров,

не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка)

в один момент могут служить фирме ориентирами, а в другой – станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия:

то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Любая организация, внедряя систему стратегического планирования, проходит через четыре фазы, своеобразных этапа поведения:

1. Признание необходимости / оптимизм / шок

2. Саморазмораживание/ путаница/планирование кое-как

3. Структурные изменения

4. Улучшение процесса

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными

словами, стратегия это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных

проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями.

Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только

сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

Инновационную стратегию – ключевое звено в организационной стратегии. Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению

приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество

производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы

организации. Содержание инновационной стратегии обуславливается особенностями инновационной деятельности организации.

Стратегическое планирование преследует две основные цели: 1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал,

технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий. 2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы,

демографическая ситуация и др.).

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

При внедрении нововведений фирмой выбирается одна из типовых инновационных стратегий: Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит

от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.

- наступательная стратегия; – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным

фирмам.

-стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество.

Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок

новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика.

- оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии –активизировать соотношение

"затраты - результат" в инновационномпроцессе.

Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

- защитная стратегия (выход на рынок только после конкурента и анализа результатов его деятельности); комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам,

целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.

- поглощающая стратегия — лицензирование (покупка нововведения у других компаний);

- промежуточная стратегия (заполнение ниши между конкурентами, избегая прямой конфронтации);

- создание рынка (применение нововведений, серьезно изменяющих размеры рынка);

- привлечение команды специалистов-разработчиков.

- имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные итехнологические позиции.Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерамив

выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно техническиеособенности) нововведений, выпущенных на

рынок малыми инновационнымифирмами или фирмами-лидерами. стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием.

Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз,снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случаестратегический план разрабатывается

руководством компании и как приказспускается по все уровням управления.

Процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:

анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемомпериоде;выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимовыявить

основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка,объемы продаж, цели и т.д.).

оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса; (финансовые возмож­ности фирмы, квалификация работников, технические

возможности)

формулирование инновационной цели, адекватной потенциалу и не противоречивой по отношению к организационной цели;

обоснованный выбор направлений инновационной деятельности, соотнесённых с выбранной целью.

ее оценка и контроль. Вся про­цедура в конечном счете сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей.

      Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:основное направление деятельности фирмы;рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения кпотребителю;

ведение деловых связей);культура организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентамифирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.

Проектирование инновационной стратегии - это непрерывный, динамический процесс, в основе которого лежит выбор потенциально успешного стратегического положения предприятия.

Этот выбор предполагает сравнительный анализ альтернатив путём соотнесения потребностей клиентов и возможностей предприятия по их удовлетворению. И именно стратегическая инновация играет решающую роль в становлении такого стратегического положения, в котором предприятие может расширить занимаемую долю рынка или создать новые рынки.   Требования к успешной инновационной стратегии достаточно просты. Она должна содержать ясные директивы и временные ориентиры, быть гибкой, поддерживаться организационным дизайном и коррелировать с общей корпоративной стратегией. Залогом успешности инновационной стратегии является её постоянное совершенствование.Для выбора адекватной инновационной стратегии компании необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику степени соответствия ресурсного и интеллектуального потенциала

компании постоянно меняющимся потребностям рынка.

  Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно ве­лико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуа­ции на рынке очень важно не

только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию.

В бизнес-план входит предложение в форме краткого описания коммерческой идеи и основных характеристик инновационного продукта. Дается описание продуктовой и рыночной сегментации рынка, процедуры успешного сбыта.

Далее определяются сегменты рынка по основным конкурентам, цена продукта в зависимости от конкурентоспособности,

финансовый план движения денежных потоков, коммерческий риск и его страхование. Большое внимание в бизнес-плане уделяется рекламе, обеспечивающей продвижение и

реализацию товара. Дается краткое описание технологии и организации производства нового продукта.

Бизнес-план достаточно полно характеризует объект управления, проблемный характер ситуации, конкуренцию, рисковую среду инноваций.

Инновационная деятельность включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения

новшеств потребителям.