logo
ГОСЫ%20(1)[1]

28.Консалтинг в инновационной деятельности

Консалтинг, или управленческое консультирование, является относительно новой формой предпринимательства. Становление и развитие его обусловлено потребностью предприятий (фирм, компаний) поддерживать

высокий научно-технический и организационно-экономический уровень производства в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. В научной литературе сущность консалтинга трактуется двояко. С одной стороны, консалтинг рассматривается как область практической деятельности, связанной с исполнением референтских функций, а консультанты –

как пособники по отношению к руководителям предприятий и различных служб. Они готовят решения, которые должны улучшить ту или иную проблемную ситуацию. При этом допускается, что консультанты могут

выполнять самую разнообразную работу в соответствии со своим профессиональным профилем. В таком понимании консалтинга акцент делается на содержательной стороне дела: консультирование по вопросам управления

относится к сфере обслуживания, точнее, - к сфере профессиональных услуг. Продуктом управленческого консультирования считается либо выданная научно-практическая рекомендация либо реальное изменение, достигнутое по результатам осуществления рекомендации консультанта. С другой стороны, консалтинг рассматривается как специальная служба по оказанию профессиональных услуг. Она работает во взаимодействии с заказчиком, выявляет проблемные ситуации в той или иной сфере практической деятельности предприятия, анализирует их и дает рекомендации относительно выбора наиболее эффективного решения. В таком понимании консалтинга акцент делается на организационной стороне дела. Нам представляется, что эти два подхода не противоречат друг другу, потому что в организации консалтинга возможны варианты. При одной и той же содержательной ориентации консалтинговые услуги могут предоставляться совещательной службой, созданной при руководстве предприятия, и независимой службой - консалтинговой фирмой. Общее требование заключается в том, что консультанты должны обладать особыми знаниями и навыками,

которыми по тем или иным причинам не обладают лица, ответственные за принятие решений. Чаще всего это узко профессиональные знания в области экономической и социально-экономической диагностики, стратегического планирования, маркетинга, информатики и т.д. Учитывая, что консалтинг есть новая форма предпринимательства важно, на наш взгляд, определить изначально ее соотношение с общим пониманием этого экономического явления, оценить адаптивность к его формам.

Инновационная деятельность является неотъемлемой, сущностной частью всего процесса предпринимательства, а сами предприниматели обладают способностью принимать, создавать, использовать нововведения и новшества.

Можно предположить, что две характеристики предпринимательства в комплексе - новаторский подход и риск - в полной мере присущи консалтингу. "Для консультирования как бизнеса, - отмечают западные специалисты, - важны предпринимательское отношение и поведение. Большинство консультантов, которые начинают индивидуальное дело, думают и действуют как предприниматели: они начинают новую деятельность, ищут клиентов в условиях неопределенности, расчетливо рискуют; много работают, чтобы преуспеть; добиваются независимости и следуют своему делу и жизненным целям целеустремленно и настойчиво... Здесь нужно, может быть, даже больше предприимчивости, чем в каком либо другом большом бизнесе; это объясняется как изменяющимися потребностями клиентов, так и тем, что буквально ежедневно появляются новые возможности и их нужно осознать и принять" Приведенные аргументы говорят в пользу того, что инновационная деятельность является важнейшим условием постановки консалтинга и основным элементом создания его продукта. При этом, однако, особо важное значение приобретает фактор проявления инициативы в новаторстве. Консалтинг подобно самой инновационной деятельности может быть движим потребностями практики и этим он в большей степени проявляет себя как профессиональная услуга. Но точно также он может быть организован как работа в задел и в этом он обнаруживает свою исследовательскую функцию. Исследования проводятся с тем, чтобы обеспечить и поддерживать на современном уровне услуги по консультированию. По результатам целевых исследований прикладного характера консалтинговая фирма может разработать стандартные процедуры управления, например, в части методики стратегического планирования, управленческого учета и организации контроллинга, выполнения маркетинговых исследований и т.д., и предложить потенциальным заказчикам свой уникальный продукт. Некоторая стандартизация практически осуществима и даже целесообразна, поскольку независимо от отраслевого профиля предприятий имеется достаточно много общего в процедурах принятия управленческих решений, а именно в технологии работ, подготовке данных, организации документооборота и т.д. Все это позволяет профессиональным консультантам осуществлять исследовательские функции по подготовке профессиональных услуг и формировать информационные банки. При такой организации консалтинга собственно обслуживающие функции будут состоять в том, чтобы адаптировать стандартные процедуры к специфическим условиям, в которых работает тот или иной заказчик.

Под инновационной деятельностью понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Консалтинг в сфере инновационного предпринимательства формирует относительно самостоятельную область приложения управленческого труда. Консалтинг, или управленческое консультирование, является относительно новой формой предпринимательства. Становление и развитие его обусловлено потребностью предприятий (фирм, компаний) поддерживать высокий научно-технический и организационно-экономический уровень производства в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Он строится на

обосновании и предложении новых маркетинговых решений в сочетании с научно-техническими и (или) организационно-экономическими решениями такого же новаторского характера.

По оценкам специалистов, в России консалтинг обещает в ближайшее время стать одним из наиболее перспективных видов деятельности.

Консультационное предпринимательство (консалтинг) – это комплексное обслуживание клиентов в части обеспечения их необходимой информацией, принятия экономически обоснованных управленческих решений, консультирования по разнообразным экономическим и финансовым вопросам, проблемам осуществления инвестиций, услуг, связанным с привлечением иностранного капитала, аудит, вложения средств в наиболее доходные ценные бумаги. Консалтинг работает во взаимодействии с заказчиком, выявляет проблемные

ситуации в той или иной сфере практической деятельности предприятия, анализирует их и дает рекомендации относительно выбора наиболее эффективного решения. Консультанты

готовят решения, которые должны улучшить ту или иную проблемную ситуацию. Продуктом управленческого консультирования считается либо выданная научно-практическая рекомендация либо реальное изменение, достигнутое по результатам осуществления рекомендации консультанта.

Дело в том, что среди всех факторов, по-прежнему сдерживающих инновационную деятельность (недостаток собственных финансовых средств и неприемлемые условия

кредитования), особо отмечен прогрессирующий процесс старения оборудования. Редко встречаются руководители, которые поднимаются до более высокого уровня аналитической

оценки, усматривая причины возникновения проблем в неудовлетворительном знании рынка, низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и т.д. Понятно, что по этой

причине на многих российских предприятиях инновационная деятельность высокого порядка, направленная на реализацию принципиально новых решений, становится практически неосуществимой. В этой ситуации чрезвычайно

важным становится научное развитие и практическое применение консалтинга, в том числе обращенного к сфере инновационной деятельности. Инновационная деятельность является важнейшим условием постановки консалтинга и основным элементом создания его продукта.