28.Консалтинг в инновационной деятельности
Консалтинг, или управленческое консультирование, является относительно новой формой предпринимательства. Становление и развитие его обусловлено потребностью предприятий (фирм, компаний) поддерживать
высокий научно-технический и организационно-экономический уровень производства в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. В научной литературе сущность консалтинга трактуется двояко. С одной стороны, консалтинг рассматривается как область практической деятельности, связанной с исполнением референтских функций, а консультанты –
как пособники по отношению к руководителям предприятий и различных служб. Они готовят решения, которые должны улучшить ту или иную проблемную ситуацию. При этом допускается, что консультанты могут
выполнять самую разнообразную работу в соответствии со своим профессиональным профилем. В таком понимании консалтинга акцент делается на содержательной стороне дела: консультирование по вопросам управления
относится к сфере обслуживания, точнее, - к сфере профессиональных услуг. Продуктом управленческого консультирования считается либо выданная научно-практическая рекомендация либо реальное изменение, достигнутое по результатам осуществления рекомендации консультанта. С другой стороны, консалтинг рассматривается как специальная служба по оказанию профессиональных услуг. Она работает во взаимодействии с заказчиком, выявляет проблемные ситуации в той или иной сфере практической деятельности предприятия, анализирует их и дает рекомендации относительно выбора наиболее эффективного решения. В таком понимании консалтинга акцент делается на организационной стороне дела. Нам представляется, что эти два подхода не противоречат друг другу, потому что в организации консалтинга возможны варианты. При одной и той же содержательной ориентации консалтинговые услуги могут предоставляться совещательной службой, созданной при руководстве предприятия, и независимой службой - консалтинговой фирмой. Общее требование заключается в том, что консультанты должны обладать особыми знаниями и навыками,
которыми по тем или иным причинам не обладают лица, ответственные за принятие решений. Чаще всего это узко профессиональные знания в области экономической и социально-экономической диагностики, стратегического планирования, маркетинга, информатики и т.д. Учитывая, что консалтинг есть новая форма предпринимательства важно, на наш взгляд, определить изначально ее соотношение с общим пониманием этого экономического явления, оценить адаптивность к его формам.
Инновационная деятельность является неотъемлемой, сущностной частью всего процесса предпринимательства, а сами предприниматели обладают способностью принимать, создавать, использовать нововведения и новшества.
Можно предположить, что две характеристики предпринимательства в комплексе - новаторский подход и риск - в полной мере присущи консалтингу. "Для консультирования как бизнеса, - отмечают западные специалисты, - важны предпринимательское отношение и поведение. Большинство консультантов, которые начинают индивидуальное дело, думают и действуют как предприниматели: они начинают новую деятельность, ищут клиентов в условиях неопределенности, расчетливо рискуют; много работают, чтобы преуспеть; добиваются независимости и следуют своему делу и жизненным целям целеустремленно и настойчиво... Здесь нужно, может быть, даже больше предприимчивости, чем в каком либо другом большом бизнесе; это объясняется как изменяющимися потребностями клиентов, так и тем, что буквально ежедневно появляются новые возможности и их нужно осознать и принять" Приведенные аргументы говорят в пользу того, что инновационная деятельность является важнейшим условием постановки консалтинга и основным элементом создания его продукта. При этом, однако, особо важное значение приобретает фактор проявления инициативы в новаторстве. Консалтинг подобно самой инновационной деятельности может быть движим потребностями практики и этим он в большей степени проявляет себя как профессиональная услуга. Но точно также он может быть организован как работа в задел и в этом он обнаруживает свою исследовательскую функцию. Исследования проводятся с тем, чтобы обеспечить и поддерживать на современном уровне услуги по консультированию. По результатам целевых исследований прикладного характера консалтинговая фирма может разработать стандартные процедуры управления, например, в части методики стратегического планирования, управленческого учета и организации контроллинга, выполнения маркетинговых исследований и т.д., и предложить потенциальным заказчикам свой уникальный продукт. Некоторая стандартизация практически осуществима и даже целесообразна, поскольку независимо от отраслевого профиля предприятий имеется достаточно много общего в процедурах принятия управленческих решений, а именно в технологии работ, подготовке данных, организации документооборота и т.д. Все это позволяет профессиональным консультантам осуществлять исследовательские функции по подготовке профессиональных услуг и формировать информационные банки. При такой организации консалтинга собственно обслуживающие функции будут состоять в том, чтобы адаптировать стандартные процедуры к специфическим условиям, в которых работает тот или иной заказчик.
Под инновационной деятельностью понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Консалтинг в сфере инновационного предпринимательства формирует относительно самостоятельную область приложения управленческого труда. Консалтинг, или управленческое консультирование, является относительно новой формой предпринимательства. Становление и развитие его обусловлено потребностью предприятий (фирм, компаний) поддерживать высокий научно-технический и организационно-экономический уровень производства в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Он строится на
обосновании и предложении новых маркетинговых решений в сочетании с научно-техническими и (или) организационно-экономическими решениями такого же новаторского характера.
По оценкам специалистов, в России консалтинг обещает в ближайшее время стать одним из наиболее перспективных видов деятельности.
Консультационное предпринимательство (консалтинг) – это комплексное обслуживание клиентов в части обеспечения их необходимой информацией, принятия экономически обоснованных управленческих решений, консультирования по разнообразным экономическим и финансовым вопросам, проблемам осуществления инвестиций, услуг, связанным с привлечением иностранного капитала, аудит, вложения средств в наиболее доходные ценные бумаги. Консалтинг работает во взаимодействии с заказчиком, выявляет проблемные
ситуации в той или иной сфере практической деятельности предприятия, анализирует их и дает рекомендации относительно выбора наиболее эффективного решения. Консультанты
готовят решения, которые должны улучшить ту или иную проблемную ситуацию. Продуктом управленческого консультирования считается либо выданная научно-практическая рекомендация либо реальное изменение, достигнутое по результатам осуществления рекомендации консультанта.
Дело в том, что среди всех факторов, по-прежнему сдерживающих инновационную деятельность (недостаток собственных финансовых средств и неприемлемые условия
кредитования), особо отмечен прогрессирующий процесс старения оборудования. Редко встречаются руководители, которые поднимаются до более высокого уровня аналитической
оценки, усматривая причины возникновения проблем в неудовлетворительном знании рынка, низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и т.д. Понятно, что по этой
причине на многих российских предприятиях инновационная деятельность высокого порядка, направленная на реализацию принципиально новых решений, становится практически неосуществимой. В этой ситуации чрезвычайно
важным становится научное развитие и практическое применение консалтинга, в том числе обращенного к сфере инновационной деятельности. Инновационная деятельность является важнейшим условием постановки консалтинга и основным элементом создания его продукта.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью