35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.
Умело управлять в малом бизнесе – значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента. Слово менеджмент происходит от английского
to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит: изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование; производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в
рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов
экономического механизма менеджмента. Менеджмент (англ . management -- управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых
для их эффективного функционирования и развития производственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных результатах широким использованием новейших научно-технических
достижений, регулированием межфирменных отношений. Когда мы говорим что организация (предприятие) функционирует, то имеем ввиду что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.
Функции менеджера – конкретный вид управления деятельности который осуществляется специальными приемами и способами а так же соответствующая организация работы и
контроль деятельности. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.
Функции:
1. Планирование - в процессе планирования принимаются решение о том какие должны быть цели организации и что должны делать, чтобы достичь этих целей. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
Тип планирования и акцент который делает менеджер в процессе планирования зависит от его положений в организационной иерархии фирмы. В другом понятии планирование
(постановка задач: проектирование работ, коммерческий расчет бюджета (смета доходов и расходов) и сроки выполнения).
2. Организационная - как функция управления обеспечивает упорядочение технической экономической социально психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнения решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми членами управляемой системы. Организация –
руководство и координация совместных действий, делегировать полномочиия, ресурсы (права и обязанности) персонификация ответственных лиц и связь их взаимодействие
вертикального и горизонтального разделения труда. Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
3. Прогнозирование – оценка прогноза, предвидение будущего результата появляется в постановке целей и стратегий.
4. Мотивация и стимулирование - определение потребностей и интересов (иерархия интересов) формирование материального и морального поощрения, мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели.
Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей .
5. Учет результатов и контроль исполнения - разработка нормативов и стандартов, сравнительный анализ, выводы (формирование отчетности характеристика, применение санкций.
это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой
подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Контроль является управленческой деятельностью, задачей которой является количественная и
качественная оценка и учет результатов работы организации. Поэтому главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Стиль руководства – форма поведения руководителя во взаимоотношениях с подчиненными по поводу их участия в принятии решений. В турпредприятии можно использовать такие поведенческие стили руководства как приростный и предпринимательский.
Приростный – действия, направленные на минимизацию отклонений от традиционного поведения, как внутри предприятия, так и в его отношении с окружением. Данный стиль
руководства т. предприятиями не очень удобен, т. к. в работе т. предприятий неизбежны частые изменения, новшества, переработки, дополнения, а в основе данного стиля не
предусмотрены изменения в связи с чем они ограничиваются и не приветствуются. Поэтому практически вся работа т. п. Может основываться на предпринимательском стиле
руководства. В этом случае вместо
реакции на возникшую проблему, предвосхищаются будущие возможности и опасности. Вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий,
когда вместо одной генерируются многочисленные альтернативы. Процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Предпринимательский стиль
означает поиск
новых сфер, рационализации и выгодного вложения ресурсов, продвижение на новые рынки, создание новых т. маршрутов.
Управление организацией любой отрасли в наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество. Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий. В последнее время термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара. В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового)
процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.
Исходя из этого важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.
При этом к задачам менеджмента также относятся:
переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация ;
определение конкретных целей развития организации;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
В составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века , нередко называются следующие :
благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации ;
ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации
коммуникации ( горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации (Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации
(предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда)).
создание атмосферы открытости, честности, доверия людям ;
содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию, как личной работы, так и работы организации.
Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.
Менеджмент – сложное многоплановое понятие, сущность которого определяется совокупностью подходов к управлению. Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма
общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реализация стоящих перед ними задач.Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого
труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организации. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце 19 века.
Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях
проблемы функционирования организации.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают,
что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и
которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции,
теории, принципы, методы.
Кроме того, менеджмент рассматривается как действие аппарата управления – специфического органа, посредством которого организуется и координируется работа всех
подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.
Менеджмент осуществляется как процесс управления, предполагающий выполнение функций планирования, организовывания, мотивации для обеспечения условий эффективности
труда и получение результатов, соответствующих целям. Менеджмент рассматривается как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом
с целью достижения максимальных результатов.
Только совокупность всех этих подходов определяет сущность и содержание менеджмента, рассмотрение его как науку и искусство.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью