logo
ГОСЫ%20(1)[1]

41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.

Целью менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) за счет выпуска конкурентоспособного объекта.

Создание эффективной системы менеджмента возможно на основе применения определенных правил — принципов менеджмента, среди которых можно выделить важнейшие.

Принцип научности в сочетании с элементами искусства. Этот принцип соответствует представлению о менеджменте как науке и искусстве одновременно, т.е. управление базируется

на научных теориях и концепциях, но их конкретное применение в уникальных ситуациях требует особого искусства.

Принцип целенаправленности управления, т.е. управление всегда должно быть ориентировано на решение конкретных проблем.

Принцип функциональной специализации в сочетании с универсальностью. Суть этого принципа состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, но поскольку в каждом конкретном случае имеет место процесс управления как таковой, то существуют некоторые универсальные методы управления.

Принцип последовательности управленческого процесса, т.е. элементы или стадии управленческого процесса должны находиться в определенной последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих де

йствий может иметь циклический характер, когда все они или часть повторяются через определенные промежутки времени, в частности это

относится к процессу планирования, составления отчетности, контролю.

Принцип учета личных особенностей работников и общественной психологии связан с другими и основан на учете специфики человеческого фактора в управлении.

Принцип обеспечения прав, обязанностей и ответственности является одним из важнейших в управлении, так как эффективное управление возможно только на основе оптимального соотношения между правами и обязанностями, обеспечения ответственности всех сотрудников предприятия за выполнение последних.

Принцип обеспечения общей заинтересованности всех сотрудников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Реализация данного принципа осуществляется путем материального и морального стимулирования

сотрудников в процессе достижения целей организации, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений

на самых ранних стадиях работы над ними.

Принцип всемерного обеспечения состязательности участников процесса управления достигается путем поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления и в

процессах управления.

В настоящее время преобладающим подходом стало выделение в системе менеджмента основных направлений — типов менеджмента, имеющих разные объекты управления:

Производственный менеджмент

Операционный менеджмент

Финансовый менеджмент

Инновационный менеджмент

Инвестиционный менеджмент

Менеджмент качества

Экологический менеджмент

Антикризисное управление

Управление персоналом

Логистика

Для эффективного управления разными объектами управления разрабатываются и используклся научные основы менеджмента, в которых, в свою очередь, также можно выделить пять взаимосвязанных направлений: история менеджмента, теория управления, теория организации, исследование систем управления, разработка управленческих решений.

Субъектами управления выступают менеджеры, имеющие профессиональную подготовку по общему менеджменту и углубленную по специальной области менеджмента. Например, производственный менеджмент представляет собой комплексную систему обеспечения конкурентоспособности выпускаемого объекта на конкретном рынке. В теории производственного менеджмента рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой

формы управления производством, сбытом и фирменным обслуживанием объекта в увязке с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Кроме представленных видов менеджмента в настоящее время выделяют такие виды специального менеджмента, как менеджмент социальной среды, банковский менеджмент,

налоговый менеджмент и др.

Все эти виды менеджмента базируются на общих принципах и методах управления, но с учетом специфики конкретного вида. Например, антикризисное управление представляет

собой процесс управления предприятием с целью предупреждения наступления кризиса, а чаще — уже в условиях кризиса.

В рамках того или иного вида менеджмента углубленно исследуются различные виды ресурсов, которыми обладает предприятие, а именно:

технические ресурсы — производственное оборудование, инвентарь, основные и вспомогательные материалы и т.п.;

технологические ресурсы — гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и т.п.;

кадровые ресурсы — квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменениям целей предприятия;

пространственные ресурсы — характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникации, возможность расширения границ и т.п.;

информационные ресурсы — информация о состоянии дел на предприятии, конъюнктуре рынка и т.п.;

финансовые ресурсы — состояние активов, ликвидность, финансовая устойчивость и т. п.

В результате взаимодействия всех составляющих предприятия как системы получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурсов не обладает, т.е. наблюдается эффект целостности системы.

В рыночной экономике существенную роль играет такой человеческий ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов предприятия. Перечисленные выше виды ресурсов представляют собой факторы внутренней среды.

В туризме в зависимости от характера предприятия, будь то туристская фирма, малая гостиница или крупная гостиничная цепь, ресторан и пр., существуют определенные виды менеджмента.

Есть несколько взглядов на классификацию видов менеджмента туризма. Так, в «Энциклопедии туризма» ПВ. Зорина и В.А. Квартальнова описаны следующие виды менеджмента

туризма.

1.Инновационный менеджмент — комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном менеджменте рассматриваются теоретические и практические основы, а также практические рекомендации по построению организационных структур, выборов направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым, экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами управления персоналом инновационной фирмы. Все

вопросы должны разрабатываться с применением совокупности научных подходов, принципов и методов менеджмента. Теоретические вопросы рассматриваются с учетом всех видов инноваций и стадий их жизненного цикла.

Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных

результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции.

Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей.

Процесс инновационного менеджмента требует от организационных структур способности быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.

Следовательно внедрение современных компьютерных и информационных технологий, а также других инноваций в производственный процесс делает работу туристского предприятия

более эффективной. Примером инноваций в гостиничном бизнесе может служить, например, предложение клиентам четырех- и пятизвездочных отелей самим решать вопрос о том,

менять белье каждый день или нет. Проходит это под лозунгом защиты окружающей среды, борьбы за экологию и вместе с тем, можно рассматривать как желание отеля сэкономить на моющих средствах и воде, что актуально для большинства европейских стран.

2.Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса),

а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

Итак, антикризисное управление – это:

- диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

- комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

- выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

. Существуют два основных направления в антикризисном менеджменте: проведение мероприятий по недопущению кризиса и мероприятий по выходу из кризиса. Хотя во втором

случае, наверное, целесообразно говорить о кризисном менеджменте. Мерами по недопущению кризиса могут быть слияние компаний, покупка или, наоборот, продажа гостиничными

цепями новых объектов смена туристских направлений Например, многие фирмы, занимающиеся поездками в Израиль (да и некоторые израильские фирмы), меняют туристские

направления ориентируясь на ЮАР, Европу и др.

3. Корпоративный менеджмент: корпоративная организация(корпорация)-особая система связи между людьми в процессе осуществления или совместной деятельности. Представляет

собой замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарного руководства, противопоставляя себя другим социальным общностям на основе своих

узкокорпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов (людских), корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает

возможность для самого осуществления и воспроизводства той или иной социальной групповой профессии, касты и т.д. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит между ними их разделением по

социальным , профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям. Важным орудием корпоративной организации

является монополия . Поддержка слабых и ограничение сильных -основной принцип внутренних конкурентов следовательно тенденция к уравниванию.

В сфере туризма и гостиничного бизнеса очень распространен этот вид менеджмента, как в России, так и за рубежом. В каждой туристской организации существует корпоративный

отдел, который занимается решением определенных задач.

Например, при заезде в гостиничный комплекс группы людей, для проведения каких либо мероприятий (проживание с проведением различных конференций, кофе-брейков, банкетов, развлекательных программ и т.д.), графики и программы разрабатываются корпоративными отделами, т.к. для эффективной и быстрой организации мероприятия недостаточно работа

одного человека в отдельности.