41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
Целью менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) за счет выпуска конкурентоспособного объекта.
Создание эффективной системы менеджмента возможно на основе применения определенных правил — принципов менеджмента, среди которых можно выделить важнейшие.
Принцип научности в сочетании с элементами искусства. Этот принцип соответствует представлению о менеджменте как науке и искусстве одновременно, т.е. управление базируется
на научных теориях и концепциях, но их конкретное применение в уникальных ситуациях требует особого искусства.
Принцип целенаправленности управления, т.е. управление всегда должно быть ориентировано на решение конкретных проблем.
Принцип функциональной специализации в сочетании с универсальностью. Суть этого принципа состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, но поскольку в каждом конкретном случае имеет место процесс управления как таковой, то существуют некоторые универсальные методы управления.
Принцип последовательности управленческого процесса, т.е. элементы или стадии управленческого процесса должны находиться в определенной последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих де
йствий может иметь циклический характер, когда все они или часть повторяются через определенные промежутки времени, в частности это
относится к процессу планирования, составления отчетности, контролю.
Принцип учета личных особенностей работников и общественной психологии связан с другими и основан на учете специфики человеческого фактора в управлении.
Принцип обеспечения прав, обязанностей и ответственности является одним из важнейших в управлении, так как эффективное управление возможно только на основе оптимального соотношения между правами и обязанностями, обеспечения ответственности всех сотрудников предприятия за выполнение последних.
Принцип обеспечения общей заинтересованности всех сотрудников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Реализация данного принципа осуществляется путем материального и морального стимулирования
сотрудников в процессе достижения целей организации, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений
на самых ранних стадиях работы над ними.
Принцип всемерного обеспечения состязательности участников процесса управления достигается путем поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления и в
процессах управления.
В настоящее время преобладающим подходом стало выделение в системе менеджмента основных направлений — типов менеджмента, имеющих разные объекты управления:
Производственный менеджмент
Операционный менеджмент
Финансовый менеджмент
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
Менеджмент качества
Экологический менеджмент
Антикризисное управление
Управление персоналом
Логистика
Для эффективного управления разными объектами управления разрабатываются и используклся научные основы менеджмента, в которых, в свою очередь, также можно выделить пять взаимосвязанных направлений: история менеджмента, теория управления, теория организации, исследование систем управления, разработка управленческих решений.
Субъектами управления выступают менеджеры, имеющие профессиональную подготовку по общему менеджменту и углубленную по специальной области менеджмента. Например, производственный менеджмент представляет собой комплексную систему обеспечения конкурентоспособности выпускаемого объекта на конкретном рынке. В теории производственного менеджмента рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой
формы управления производством, сбытом и фирменным обслуживанием объекта в увязке с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Кроме представленных видов менеджмента в настоящее время выделяют такие виды специального менеджмента, как менеджмент социальной среды, банковский менеджмент,
налоговый менеджмент и др.
Все эти виды менеджмента базируются на общих принципах и методах управления, но с учетом специфики конкретного вида. Например, антикризисное управление представляет
собой процесс управления предприятием с целью предупреждения наступления кризиса, а чаще — уже в условиях кризиса.
В рамках того или иного вида менеджмента углубленно исследуются различные виды ресурсов, которыми обладает предприятие, а именно:
технические ресурсы — производственное оборудование, инвентарь, основные и вспомогательные материалы и т.п.;
технологические ресурсы — гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и т.п.;
кадровые ресурсы — квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменениям целей предприятия;
пространственные ресурсы — характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникации, возможность расширения границ и т.п.;
информационные ресурсы — информация о состоянии дел на предприятии, конъюнктуре рынка и т.п.;
финансовые ресурсы — состояние активов, ликвидность, финансовая устойчивость и т. п.
В результате взаимодействия всех составляющих предприятия как системы получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурсов не обладает, т.е. наблюдается эффект целостности системы.
В рыночной экономике существенную роль играет такой человеческий ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов предприятия. Перечисленные выше виды ресурсов представляют собой факторы внутренней среды.
В туризме в зависимости от характера предприятия, будь то туристская фирма, малая гостиница или крупная гостиничная цепь, ресторан и пр., существуют определенные виды менеджмента.
Есть несколько взглядов на классификацию видов менеджмента туризма. Так, в «Энциклопедии туризма» ПВ. Зорина и В.А. Квартальнова описаны следующие виды менеджмента
туризма.
1.Инновационный менеджмент — комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном менеджменте рассматриваются теоретические и практические основы, а также практические рекомендации по построению организационных структур, выборов направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым, экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами управления персоналом инновационной фирмы. Все
вопросы должны разрабатываться с применением совокупности научных подходов, принципов и методов менеджмента. Теоретические вопросы рассматриваются с учетом всех видов инноваций и стадий их жизненного цикла.
Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных
результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции.
Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей.
Процесс инновационного менеджмента требует от организационных структур способности быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.
Следовательно внедрение современных компьютерных и информационных технологий, а также других инноваций в производственный процесс делает работу туристского предприятия
более эффективной. Примером инноваций в гостиничном бизнесе может служить, например, предложение клиентам четырех- и пятизвездочных отелей самим решать вопрос о том,
менять белье каждый день или нет. Проходит это под лозунгом защиты окружающей среды, борьбы за экологию и вместе с тем, можно рассматривать как желание отеля сэкономить на моющих средствах и воде, что актуально для большинства европейских стран.
2.Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса),
а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.
Итак, антикризисное управление – это:
- диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
- комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
- выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.
. Существуют два основных направления в антикризисном менеджменте: проведение мероприятий по недопущению кризиса и мероприятий по выходу из кризиса. Хотя во втором
случае, наверное, целесообразно говорить о кризисном менеджменте. Мерами по недопущению кризиса могут быть слияние компаний, покупка или, наоборот, продажа гостиничными
цепями новых объектов смена туристских направлений Например, многие фирмы, занимающиеся поездками в Израиль (да и некоторые израильские фирмы), меняют туристские
направления ориентируясь на ЮАР, Европу и др.
3. Корпоративный менеджмент: корпоративная организация(корпорация)-особая система связи между людьми в процессе осуществления или совместной деятельности. Представляет
собой замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарного руководства, противопоставляя себя другим социальным общностям на основе своих
узкокорпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов (людских), корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает
возможность для самого осуществления и воспроизводства той или иной социальной групповой профессии, касты и т.д. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит между ними их разделением по
социальным , профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям. Важным орудием корпоративной организации
является монополия . Поддержка слабых и ограничение сильных -основной принцип внутренних конкурентов следовательно тенденция к уравниванию.
В сфере туризма и гостиничного бизнеса очень распространен этот вид менеджмента, как в России, так и за рубежом. В каждой туристской организации существует корпоративный
отдел, который занимается решением определенных задач.
Например, при заезде в гостиничный комплекс группы людей, для проведения каких либо мероприятий (проживание с проведением различных конференций, кофе-брейков, банкетов, развлекательных программ и т.д.), графики и программы разрабатываются корпоративными отделами, т.к. для эффективной и быстрой организации мероприятия недостаточно работа
одного человека в отдельности.
- 1.Современная концепция и подходы к менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Современная концепция и подходы к менеджменту в социально культурном сервисе и туризме
- 2. Средства распространения рекламы в скс и т
- 3.Цели и задачи стандартизации в сфере скс и т
- 4.Правовые аспекты рекламной деятельности в скс и т
- 5. Деятельность менеджера в сфере скс и т (основные задачи, правила деятельности, эффективное формирование менеджера)
- 6.Стратегическое планирование в скс и т
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 7. Природа и характер экономических отношений в сфере туризма
- 8. Бизнес-план как один из основных документов планирования и внедрения инноваций в сфере скс и т.
- 9.Влияние туризма на развитие экономики
- 10. Социально-технологические особенности рекламы в скс и т
- 11. Инновационный менеджмент в сфере скс иТ
- 12. Понятие и основные показатели эффективности рекламы
- 13. Определение целей и формирование маркетинговых стратегий
- 14. Разработка рекламной стратегии фирмы и плана проведения рекламной кампании
- 15. Малый бизнес в скс т: характерные черты, преимущества и проблемы.
- 16. Инновационность и предпринимательство как целевые задачи в скс и т
- 17. Опыт разработки глобальных маркетинговых стратегий транснациональной компании в сфере скс и т
- 18. Методика планирования и проведнения рекламной кампании в скс и т
- 19. Принципы построения организационных структур управления предприятием (организацией)
- 20. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные его черты в скс и т.
- 21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.
- 4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон (swot-анализ).
- 22. Основные принципы и особенности рекламной деятельности в скс и т
- 23. Организация финансовых отношений в сфере туризма
- 24. Цели, задачи и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц
- 25. Защита прав потребителей как основа стандартов качества в турфирме.
- 26. Научно-технические нововведения в сфере скс и т.
- 27. Анализ тенденций развития концепций маркетинга в сфере
- 28.Консалтинг в инновационной деятельности
- 29. Автоматизированные информационные системы обеспечения управления, их место и роль в инновационном менеджменте предприятий и организаций сферы скс и т.
- 30. Сертификация экскурсий.
- 31. Зарубежный опыт менеджмента ( на примере фирмы скс и т)
- 32.Эффективность рекламной деятельности
- 33. Мировой опыт формирования и функционирования отраслей скс и т.
- 34. Стандарты качества в туризме
- 35. Менеджмент как вид деятельности и системы управления
- 36. Информационное обеспечение инновационной деятельности в скс и т.
- 37.Инновационные стратегии (их формирование, методы выбора, фазы стратегического планирования.
- 38. Проектирование туристических услуг и порядок разработки технологической документации
- 39. Мировой рынок сервиса и туризма : общие направления развития.
- 40. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование инновационной деятельности фирмы скс и т.
- 41. Виды менеджмента в сфере скс и т (корпоративный менеджмент, инновационный, антикризисный ) их сущность основные черты и особенности.
- 42 Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
- 43. Организация процесса маркетинговых исследований в скс и т
- 44. Конкурентоспособность туристической фирмыи ключевые факторы ее успеха в отрасли
- 45 Профессиональная этика и мораль Профессиональная этика (профессиональная мораль)
- 46.Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме.
- 1. Налог на добавленную стоимость (ндс).
- 2.Земельный налог.
- 47. Производительность труда работников
- 48. Этика сферы бизнеса
- 49. Организационно экономические основы страхования в туризме.
- 50 Механизмы взаимодействия со сми
- 51. Маркетинговые технологии в туризме
- 52 Этика делового общения в организации
- 53. Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления.
- 54. Маркетинговые исследования в сфере обслуживания
- 55 Бизнес-этикет
- 56. Понятие о маркетинговой логистике
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- 1. Отношение к делу
- III. Отношение к законам и государственным органам
- IV. Отношение к природе
- 58. Сегментация рынка как средство выбора перспективного целевого рынка. Признаки сегментации.
- 59.Профессиональная этика работников сферы туризма.
- 60.Общая хар-ка информационного обеспечения связей с общественностью