logo
ГОСЫ%20(1)[1]

21. Стратегическое и текущее планирование и управление в скс и т.

Планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческих решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.

Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.   

. Стратегическое управление – это процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации основных целей и планов предприятия. Он включает: постановку

целей, выработку стратегии, планирование деятельности, определение необходимых ресурсов, координацию и поддержание внешней и внутренней среды. Все это позволяет предприятию добиваться решения поставленных задач. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Самое важное в

стратегическом управлении – это вовлечение в реализацию стратегии туристского предприятия максимально

большего количества исполнителей, что способствует формированию коллектива единомышленников, ответственно работающих на эффективность развития предприятия. Основу стратегического управления составляет система планирования. Задачей стратегического управления является создание такой организационной структуры и системы мотивации кадров, которые в наилучшей степени будут соответствовать выполнению именно

стратегической линии предприятия и способствовать достижению его стратегических целей.

Стратегическое планирование представляет собой на­бор действий и решений, предпринятых руководством, кото­рые ведут к разработке специфических стратегий, предназна­ченных

для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. В планах должны быть указаны конкретные мероприятия, их исполнители, ответственные и сроки исполнения

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

проясняет возникающие проблемы;

стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

улучшает координацию действий в организации;

•создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

Принципы планирования:

• основной принцип — участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах;

• принцип непрерывности планирования, когда оно рассматривается как единичный акт, а постоянно возобновляющийся процесс составления планов и их изменения —

в соответствии с изменившимися условиями;

• принцип координации и интеграции, т. е. координация процессов планирования «по горизонтали» (между структурными подразделениями), а интеграция —

«по вертикали» (между вышестоящим и нижестоящим уровнем управления),

• принцип экономичности, когда полученный эффект должен покрывать затраты, связанные с планированием.

Рассмотрим основные этапы процесса стратегического управления (ПЛАНИРОВАНИЯ)

Определение миссии организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных и слабых сторон (SWOT-анализ)

Анализ стратегических альтернатив

Оценка и реализация стратегии

Выбор стратегии

Стратегический контроль

1 Определение миссии организации. Под миссией в стратегическом управлении понимается основная общая цель или задача создания и существования организации

профессиональной среды для сотрудников. Миссия – это внешняя формулировка целей и задач предприятия, сориентированная на общество и потребителей.

2. На основе миссии организации разрабатываются главные цели ее деятельности. Цель определяет суть стратегической деятельности, которую фирма намерена выполнять,

а также курс, намеченный на будущее При формулировании целей фирмы следует предусмотреть их поступательную приоритетность (в какой последовательности турфирма

планирует добиться определенных успехов). Формулировка цели предприятия должна обусловливать не только сугубо внутренние выгоды, но и то, какую пользу деятельность

фирмы будет приносить обществу, т. е. содержать элементы формирования положительного образа предприятия

3. Для обоснования перспективы развития проводится всесторонний экономический анализ внешней среды. Анализ внешней среды представляет собой процесс,

посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Факторы внешней среды делятся на две подгруппы: факторы внешней среды прямого воздействия (конкуренты, клиенты, местные органы власти и т.п.), т.е. те организации и физические лица, с которыми предприятие связано в силу выполняемых им задач; а также факторы внешней среды косвенного воздействия (политика, экономика, право, социально-культурные факторы, и т.п.), которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его менеджерами.